12.10.2023

УСПЕТЬ ЗА 5 МИНУТ или что такое микрообучение и когда его использовать

Что такое микрообучение?
Микрообучение (от английского microlearning) – это обучение небольшому объему материала за короткий промежуток времени. Эта тенденция в сфере электронного обучения с каждым годом все больше набирает популярность.
Образовательный контент разбивают на маленькие порции размером с «укус» (отсюда и второе название – порционное обучение «bite-sized learning»), которые содержат только необходимое количество информации.
    Такие короткие форматы позволяют обучаемому самому выбирать нужные модули и планировать траекторию обучения. При этом каждый такой модуль должен являться логически законченным материалом. Для каждой единицы обучения работает одна и та же формула:
    То есть каждый урок содержит одну завершенную мысль.
    Для микрообучения могут использоваться самые разные форматы подачи обучающего материала: видеоролики, приложения, лонгриды, подкасты, опросы. Ведь главная особенность этого подхода – возможность обучаться, не отвлекаясь от дел и рабочих задач, например, в машине по пути на работу или в кафе во время обеденного перерыва.
      Актуальность
      Микрообучение – это не новый популярный краткосрочный тренд, о котором все скоро забудут. Порционное обучение сопровождало человечество на протяжении многих тысячелетий. Это было традиционным способом передачи знаний и навыков до появления школ с программой обучения на 11 лет. Мастера понемногу обучали своих учеников ремеслу, поэтапно показывая на практике, как правильно выполнить определенную задачу: вылепить из глины горшок или подковать кобылу.

      Ритм жизни современного человека очень быстрый, поэтому сейчас такое обучение более востребовано. Людям сложнее уделять время самообучению, мы привыкли хватать информацию на ходу: прочитать последние новости в telegram канале по пути на работу, посмотреть пару 10-секундных видео в tik-tok пока стоишь в очереди за посылкой, сделать пару упражнений в duolingo пока кипятится чайник.

      Кроме этого, согласно последнему глобальному исследованию, люди проводят онлайн около 40% своей бодрствующей жизни (примерно по 7 часов в день). И микрообучение может бороться за внимание пользователей наравне с приложениями для общения и развлечений.


      Источник: Digital 2022 Global Overview Report

      Свою роль сыграл и COVID-19, он послужил причиной перехода многих компаний на удаленный режим работы. Это предоставило большие возможности для микрообучения, так как компании и университеты в новых условиях должны сохранять непрерывность и актуальность учебного процесса.

      Польза микрообучения подкрепляется современными исследованиями.

      Например, ученые из Дрезденского технического университета провели эксперимент, чтобы выяснить, влияет ли различное распределение вопросов на учебную деятельность и достижения. Участников эксперимента разделили на три группы: 1 группа отвечала на 1 вопрос после каждой из 16 глав текста, 2 группа отвечала на 4 вопроса после каждых 4 глав, а 3 группа отвечала на 8 вопросов после каждых 8 глав. Результаты эксперимента показали, что участники 3 группы показали меньшие достижения по сравнению с 1 и 2 группами.


      Источник:
      Distributing vs. Blocking Learning Questions in a Web-Based Learning Environment, 2015
      Кроме этого, микрообучение является эффективным средством для борьбы с забыванием. Немецкий ученый Г. Эббингауз проводил исследования человеческой памяти и закономерностей запоминания информации. Согласно его исследованиям, через 20 минут после окончания урока обучаемые забывают около 50% информации! Через 9 часов количество полученной информации – не более 40%, а через месяц – всего 24%. Результаты этого исследования отражены на «кривой забывания».
        Кривая забывания для отдельно взятого урока
        (кривая Эббингауза)
        Микрообучение построено на основе повторения информации через определенные промежутки времени. В результате полученные знания переходят из кратковременной памяти в долговременную.
          Итак, выделим основные преимущества микрообучения:
            • 1
              Учащиеся физически не привязаны к конкретному месту обучения
            • 2
              Учащимся легко вписать такое обучение в свою ежедневную рутину
            • 3
              Маленькие порции информации легче запоминаются
            • 4
              Учащиеся меньше устают, потому что концентрируются на чем-то одном и могут легко сделать перерыв
            • 5
              К небольшой задаче психологически легче подступиться, меньше шансов на прокрастинацию и откладывание «в дальний ящик»
            • 6
              Обучаться в таком формате больше нравится учащимся, ведь около половины работоспособного населения составляет молодое поколение Z и Y, которое повсеместно использует современные технологии
            • 7
              Разрабатывать такие курсы дешевле и быстрее
            Чему учат с помощью микрокурсов?
            Микрообучение нельзя встроить в любое классическое обучение. Этот формат целесообразно использовать там, где возможно за небольшой срок овладеть новыми знаниями, либо если актуальная информация быстро устаревает. Микрокурсы идеально помогут ввести в курс дела или повторить ранее изученный материал, но не подойдут для более глубокого изучения темы. Например, микрообучение применяют для изучения иностранных языков: за несколько коротких уроков вполне реально изучить пару десятков новых слов или фраз.
              Согласно исследованию компании SkillCup, самая популярная тема для микрообучения в России – обучение знанию продукта или услуги, затем идут обучающие инструкции и soft skills.
                Для развития своих сотрудников микрообучение применяют в основном большие компании (более 5 000 сотрудников) таких отраслей как: производство, финансы и ритейл.
                  Микрообучение в действии
                  Приведем несколько примеров микрокурсов, разработанных компанией SIKE для разных запросов заказчиков.
                    Вводный инструктаж/Первый день на рабочем месте/Введение в должность
                      В первый день на рабочем месте у новых сотрудников возникает масса вопросов о компании, протекающих внутри нее процессах, правилах и пр. Ответить на большинство таких вопросов может электронный курс в мини-формате, где на 10 - 15 слайдах можно кратко изложить всю ознакомительную информацию.
                      Пример: электронный курс «Вводный инструктаж»
                      Инструкции к процедуре или пошаговый процесс

                      Обучающий видеоролик с озвучкой поможет продемонстрировать правильную последовательность этапов или выполнения определённых процедур. Небольшой видеоролик на 3 – 5 минут поможет упорядочить процессы компании и обеспечить согласованность действий всех задействованных специалистов.

                      Пример: Правила по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах (ОЗП)
                      Разбить сложную тему на подтемы

                      Если достаточно углубиться в тему, то можно адаптировать большие объемы сложной теоретической информации под короткий урок. Если сложную теорию разбить на небольшие подтемы, то воспринимать ее становится намного легче. Например, гораздо проще прочитать и усвоить несколько коротких лонгридов, которые демонстрируют определенные подтемы.
                      Заключение или
                      кому микрообучение не подойдет
                      Микрообучение – это не универсальный подход, даже если грамотно его использовать. Оно подойдет далеко не для всех сфер, к примеру, вряд ли таким способом можно качественно обучить хирургов. Такой формат не подходит для углубленного и фундаментального изучения темы. Ведь если слишком сильно сосредоточиться на отдельных моментах, то легко упустить из виду всю картину целиком.
                      Но главный минус микрообучения – обучаемые быстро адаптируются к упрощенному контенту. Из-за этого может снизиться внимание и качество работы с большими объемами информации.

                      Однако, применение этого формата обучения может повысить мотивацию и вовлеченность обучаемых и количество запоминаемой ими информации. Микроуроки отлично подойдут для изложения простой информации (так называемых основ), но не всегда смогут передать более сложные концепции.

                      Лучше всего использовать микроформаты для организации корпоративного обучения, когда у обучаемых наблюдается острая нехватка времени. Это поможет укрепить в компании культуру обучения и выстроить систему быстрой подготовки сотрудников.

                      Предоставим демонстрационный доступ к любым электронным курсам.
                      Напишите нам, какие продукты вам нужны?
                      Будем рады обратной связи!

                      Интересные статьи по теме