ТРЕНАЖЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, 27.06.2017

Алексей Щербинин: тренажер дает возможность обучиться профессии

В продолжение тематики использования тренажеров-имитаторов, аппаратно-программных комплексов при обучении и переквалификации специалистов мы обратились к металлургу Щербинину Алексею, чтобы узнать его мнение об обучающих системах. Алексею повезло оказаться у истоков создания компьютерных симуляторов для агрегатов электросталеплавильного цеха...
SIKE Тренажер-имитатор "Выплавка стали в конвертере"
SIKE Тренажер-имитатор "Разливка стали на слябовой МНЛЗ"
SIKE Тренажер-имитатор "Реверсивная клеть"
SIKE Тренажер-имитатор "Агрегат печь-ковш"
Аппаратно-программный комплекс "Выплавка стали в вакууматоре" компании SIKE
Как вы узнали о тренажерах?
В 2007 году мне от непосредственного руководителя поступило предложение оказать консультационную помощь специалистам компании SIKE в разработке и запуске системы обучения сталеваров электропечи. К тому моменту уже были успешно запущены в работу две электродуговые печи в электросталеплавильном цехе ОАО «ММК».
Как человек, интересующийся компьютерными технологиями, я просто не смог отказаться от участия в этом проекте. Конечно, одного года практической работы недостаточно для освоения процесса и агрегата, но, к счастью, у меня за спиной была серьезная теоретическая подготовка – я получил высшее образование в Златоустовском филиале Южно-Уральского Государственного Университета именно по специальности «Электрометаллургия стали и ферросплавов», а также несколько лет работал сталеваром на агрегатах «печь-ковш».

Идея обучения и проверки знаний на компьютерных тренажерах мне показалась очень заманчивой. Ведь в условиях производства не всегда находится время для обучения начинающего сталевара, а также не часто есть подходящие марки стали, которые можно ему «доверить». Ответственность за недочеты при выплавке никто из мастеров на себя брать не захочет, объяснения о том, что на этой плавке стажировался «молодой» рабочий, тоже никто всерьез не воспримет. А в компьютерном классе можно неспешно, продумывая все свои действия, проводить неограниченное количество экспериментов. Естественно, что воссоздать реальные условия производственной площадки никакой симулятор не сможет, но он позволяет отработать и довести до автоматизма ряд действий сталевара по управлению процессом ведения плавки.

Процесс создания компьютерной модели пошел на пользу и лично мне, так как я стал по-новому смотреть на уже привычные вещи, освежил знания физической химии применимо к реальному производству и досконально разобрался с устройством электропечи.
Что не хватает молодым специалистам-оператором, каких умений, навыков, когда они приступают к работе в цехе?
Во время моего обучения в университете даже мечтать о таких системах обучения не приходилось – персональные компьютеры только начинали массово появляться в домашнем пользовании. Основным способом получения знаний была теория на лекциях и летняя практика на Златоустовском металлургическом заводе. По стечению обстоятельств мне довелось побывать на практике на Магнитогорском металлургическом комбинате. Я увидел, что масштаб производства и степень его организации на порядок выше. Но даже при отлаженном производстве бывают аварии и сбои. К этому и должны готовить тренажеры.

На первый взгляд, можно подумать, что обучение, допустим, подручных сталевара на тренажере, предназначенном для сталеваров, – пустая трата времени и нервов, дескать, когда придется работать за пультом печи, неизвестно, а если и придется, то там чего-нибудь придумаю. Но такая точка зрения неправильна, потому что на практике встречаются ситуации, когда подручный должен заменить сталевара на посту управления.
Скажите, какие навыки не сформирует ни одна программа, потому что все надо почувствовать и пережить самому?
В настоящее время ход плавки в электропечи достаточно предсказуем. Но, как говорили мне опытные наставники, когда я только начинал работать сталеваром – двух одинаковых плавок не бывает. И со временем я понял, что это действительно так. Многие операции в наше время приходится выполнять машинально, не задумываясь. И в большинстве случаев этого достаточно для получения требуемого результата. Задача именно человека – уловить те отклонения от стандартного течения процесса плавки, которые машинный алгоритм распознать в принципе не может. Для этого, разумеется, требуется непосредственное наблюдение за плавкой: надо слышать гул электродов, видеть «кипение» ванны жидкого металла – очень много информации передается аудиовизуальным путем. Собрать в тренажере все возможные варианты развития процессов невозможно, да, в принципе, и не нужно. Тренажер дает возможность обучиться профессии, практика – оттачивает мастерство.

В нашем цехе иногда случается так, что человек, работающий, допустим, в отделении подготовки шихты, переводится работать на участок по выплавке или внепечной обработки стали. Общее представление о своей будущей профессии он уже имеет. Остается лишь получить основы теоретической подготовки. За неделю занятий в учебном классе с применением тренажеров-имитаторов этого вполне достаточно.
Каким Вы видите "идеальный" тренажер для подготовки металлургов?
Информационные технологии не стоят на месте, предоставляя новые «фишки» для создания обучающих программ. Следующим шагом мне видится создание тренажеров с использованием элементов виртуальной реальности, эффектом присутствия обучающегося в производственной среде. Это позволит, я уверен, глубже погрузиться в процесс обучения и осознать производственный процесс не как выполнение какой-то определенной задачи, а в целом, комплексно со смежными процессами. Это заставит думать не только над своими действиями, но и обращать внимание на то, что обычно происходит на соседних участках, например, на соседней электропечи, в какой стадии там протекает плавка, насколько своевременно успели подать новые совки с металлоломом, свободны ли краны для его загрузки, что происходит в ковшевом отделении и так далее…

Ну и, если уж мечтать глобально, то интересно было бы увидеть самообучающуюся систему, способную при загрузке данных из протокола выплавки реальной плавки воссоздавать ситуацию и моделировать происходившие процессы. В этом случае станет возможно виртуально «прокручивать» заново наиболее интересные плавки, как удачные, так и не совсем, для передачи успешного опыта ведущих сталеваров начинающим либо для разбора допущенных ошибок.
Архарова Ольга