Информационные технологии не стоят на месте, предоставляя новые «фишки» для создания обучающих программ. Следующим шагом мне видится создание тренажеров с использованием элементов виртуальной реальности, эффектом присутствия обучающегося в производственной среде. Это позволит, я уверен, глубже погрузиться в процесс обучения и осознать производственный процесс не как выполнение какой-то определенной задачи, а в целом, комплексно со смежными процессами. Это заставит думать не только над своими действиями, но и обращать внимание на то, что обычно происходит на соседних участках, например, на соседней электропечи, в какой стадии там протекает плавка, насколько своевременно успели подать новые совки с металлоломом, свободны ли краны для его загрузки, что происходит в ковшевом отделении и так далее…
Ну и, если уж мечтать глобально, то интересно было бы увидеть самообучающуюся систему, способную при загрузке данных из протокола выплавки реальной плавки воссоздавать ситуацию и моделировать происходившие процессы. В этом случае станет возможно виртуально «прокручивать» заново наиболее интересные плавки, как удачные, так и не совсем, для передачи успешного опыта ведущих сталеваров начинающим либо для разбора допущенных ошибок.