ОБУЧАЮЩИЙ СИМУЛЯТОР

Аппаратно-программные комплексы – эффективный инструмент обучения технологического персонала и будущих специалистов

Обучающие симуляторы или тренажеры сегодня являются неотъемлемой частью процесса обучения на многих предприятиях и в учебных заведениях. С развитием информационных технологий они стали незаменимым инструментом, обеспечивающим эффективную подготовку специалистов. Такие тренажеры могут с детальной точностью воспроизводить программные автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУ ТП), установленные на компьютерах операторов. Благодаря данным системам создается эффект присутствия на реальном объекте, что позволяет повысить результативность обучения.
обучающий симулятор
обучающий симулятор
обучающий симулятор
обучающий симулятор
Однако в тех случаях, когда на производстве установлены щиты, шкафы или пульты управления, полезное действие компьютерных тренажеров снижается, потому что они не обеспечивают должного эффекта присутствия на реальном объекте. А его наличие очень важно при подготовке (переподготовке) специалистов, которые уже работали за реальными пультами управления, или тех, кому только предстоит это. Ведь для того, чтобы ощутить реальные производственные условия, обучающимся недостаточно пользоваться только мышкой, они должны нажимать реальные кнопки, двигать тумблеры и получать информацию о состоянии параметров на пульте управления. Таким ученикам важно развить тактильные навыки и довести до автоматизма свои действия по управлению оборудованием, чтобы быстро и качественно выполнять производственные операции.
Глаза боятся, а руки делают (русская народная пословица).
Комментирует ситуацию Чудинова Юлия, начальник отдела обучающих систем компании SIKE.
Что представляют собой аппаратно-программные комплексы?
Аппаратно-программные тренажерные комплексы имеют множество названий (АПТК). Их называют и обучающими симуляторами, и комплексными тренажерами, и учебными стендами, и программно-технические комплексами, и тренажерами-имитаторами и т.д. Но, как бы их ни называли, устройство и принципы работы одни и те же.

АПТК состоят из двух основных частей: программной и аппаратной. Программная часть – это специализированное программное обеспечение, обрабатывающее и интерпретирующее данные, собранные аппаратной частью, а также позволяющее обучающемуся делать различные производственные операции. Аппаратная часть включает в себя устройства сбора, обработки и отображения информации. Основной составляющей аппаратной части является пульт управления или сенсорная панель, расположенная на мобильной платформе и позволяющая управлять оборудованием.

В зависимости от поставленных задач и пожеланий клиента аппаратная часть может выполняться в виде копий производственных пультов управления, мнемосхем, сенсорных панелей и киосков, интерактивных столов, а также очков дополненной и виртуальной реальности.
Какие средства обучения все-таки стоит применять, когда на производстве установлены щиты, шкафы или пульты управления?
Все зависит от целей и задач, которые руководство предприятия или вуза, ставит при подготовке специалистов. Если основная цель – это получение и отработка основных навыков без углубления в производственные особенности конкретного предприятия, то компьютерного тренажера вполне достаточно. Он обеспечит требуемый уровень подготовки, после которой специалисты будут в полной мере знать основные технологические операции и понимать протекающие процессы. Но это только первая ступень обучения. Когда такие специалисты попадают на реальное производство, им требуется дополнительное обучение на конкретном рабочем месте (обычно с наставником).

Однако если преследуется цель – подготовить специалиста для работы на конкретном рабочем месте, довести его действия до автоматизма, то здесь комплексные тренажеры незаменимы. Они позволяют подготовить специалиста, которому уже не потребуется дополнительное обучение на рабочем месте.
В чем секрет высокой эффективности аппаратно-программных комплексов?
Секрет высоких результатов обучения заключается в разнообразных формах представления информации и используемых в комплексных тренажерах методах обучения.

Такие тренажеры позволяют воздействовать сразу на две группы человеческих рецепторов: дистантные и контактные. Дистантные рецепторы способны воспринимать раздражения, источник которых находится на значительном расстоянии от организма (в нашем случае – это зрительные и слуховые). Контактные рецепторы возбуждаются при непосредственном соприкосновении с источником раздражения (в нашем случае – тактильные).

Чем больше рецепторов человека задействуется, тем быстрее и эффективнее усваивается информация.
Что получают предприятия при внедрении аппаратно-программных комплексов в процесс обучения?
При внедрении АПТК на предприятиях заметно повышается скорость и качество усвоения различных программ по подготовке и переподготовке кадров.

Если специалист уже работал за реальным пультом управления, то задействуются уже накопленные навыки, что ускоряет процесс обучения. Так как человек усваивает только новую информацию, а старую – закрепляет на механическом уровне. Кроме того, такие обучающие чувствуют себя во время подготовки на комплексных тренажерах комфортно, так как находятся в привычной среде - воссоздающей реальное рабочее место.

Специалисты, которые еще не работали за реальным пультом управления, получают уникальную возможность пройти полноценную подготовку в спокойных условиях. При обучении над ними «не висит груз» ответственности за ошибки, которые они могут допустить, практикуясь на реальном оборудовании. Соответственно, снижаются риски нанесения экономического ущерба предприятию, которые присутствуют при обучении на реальном оборудовании.

При подготовке новых специалистов могут быть на практике отработаны аварийные и нештатные ситуации, что при иных видах обучения невозможно. Кроме того, таким специалистам не требуется наставник или преподаватель во время обучения.

Таким образом, при использовании комплексных тренажеров предприятия могут быстрее, эффективнее, а соответственно с меньшими затратами готовить квалифицированных специалистов, а также поддерживать необходимый уровень подготовки (или повышать его) у действующего технологического персонала.
Какую пользу приносят аппаратно-программные комплексы при внедрении в учебных заведениях?
В учебных заведениях внедрение комплексных тренажеров позволяет полностью заменить практику на реальном объекте. Выпускники получают совсем другой уровень подготовки – более высокий. Попадая на производство, они ощущают себя намного увереннее, чем выпускники учебных заведений, где применялась теоретическая подготовка. Они имеют все необходимые навыки по управлению оборудованием и проведению технологического процесса. В случае возникновения аварийных ситуаций они также ведут себя гораздо собраннее обычных выпускников. Это уже не просто студенты, а квалифицированные специалисты, которым не требуется дополнительная подготовка на месте.
Аппаратно-программные комплексы – это идеальные системы обучения или они имеют какие-то недостатки?
Сегодня технологии позволяют производить немыслимые вещи. То, что несколько лет назад могло казаться нереальным, сегодня в порядке вещей. Компания SIKE идет в ногу со временем и уже несколько лет внедряет на предприятиях России и ближнего зарубежья системы виртуальной и дополненной реальности, которые полностью захватывают человека, погружая в виртуальный мир. Обучение на таких системах дает очень высокие результаты. Не исключением являются и аппаратно-программные комплексы.

В качестве единственного их недостатка можно выделить стоимость. Обычно данные продукты в 2-3 раза дороже компьютерных аналогов. Но, когда эффективность важна, АПТК с лихвой окупают затраты предприятий и учебных заведений.
Некоторые примеры обучающих симуляторов компании SIKE
Архипова Екатерина
Error get alias