В нашей стране пока нет единой стратегии внедрения электронных технологий обучения в вузах. Но современные технологичные инициативы генерируются все активнее, а значит, можно с уверенностью сказать, что у электронного обучения есть все шансы превзойти традиционное. И вот почему…
1. Гарантируют качество усвоения знаний
Федеральные образовательные стандарты нового поколения предполагают сокращение объемов аудиторной работы и делают акцент преимущественно на самостоятельной работе студентов. Для преподавателя, как ни парадоксально, это чревато большими трудностями: на его плечи ложится обязанность самому продумать, а потом в деталях описать самостоятельную работу студентов. Для студентов-заочников и для «дистанционников» такая форма работы применяется уже последние несколько лет, и многие преподаватели на себе почувствовали всю сложность, а главное, трудоемкость организации электронного обучения. Им необходимо продумать, как электронное обучение будет сочетаться с другими формами обучения, которые есть в организации, как оценивать результаты обучения, как проверить достижение поставленных целей, как осуществлять консультации и т.д. Список вопросов можно продолжать долго. Ряд исследователей называют мифом информацию о том, что отдельные преподаватели могут создать курс без посторонней помощи. Создание онлайн-курса требует привлечения широкого круга специалистов. В противном случае высока вероятность того, что разрабатываемый курс будет иметь невысокое качество.
Некоторые современные учебные заведения идут легким путем, заказывая онлайн-курсы у сторонних разработчиков. Надо признать, что такой путь имеет свои плюсы. Прежде всего, это качество. Создание онлайн-курса – дело трудное. Е-learning дисциплины должны включать тщательно подобранный учебный материал (студенту не нужно путаться в теоретических разночтениях), серьезную часть с практическими заданиями, позволяющими закрепить новые знания, а также блок для самоконтроля. Электронный курс может охватывать и целую дисциплину, и отдельные модули. Замечательно, если курс будет содержать методические пособия, лабораторные работы, таблицы, схемы, которые преподаватель может использовать параллельно с традиционными методиками обучения. Такой наглядный интерактивный материал на лекциях, лабораторных занятиях позволит существенно повысить качество обучения. Однако надо сказать об одной особенности такого пути решения проблемы. Перед покупкой курса необходима тщательная экспертиза методической комиссии кафедры или вуза.