КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ, 23.01.2017

Почему он не работает? 5 ошибок заказчика,
которые делают тренажер бесполезным приобретением

Вы долго думали, взвешивали «за» и «против» и наконец приобрели тренажер для обучения ваших сотрудников. Однако его эффективность не оправдывает ваших ожиданий. Екатерина Иванова, начальник бюро разработки тренажёров компании SIKE.Корпоративные системы, рассказывает, что может пойти не так на разных этапах его разработки и использования.
Не важно, покупаете ли вы «коробочный» продукт или заказываете тренажер индивидуально под себя, к разработке технического задания стоит подойти со всем вниманием и ответственностью. Особенно это актуально для крупных промышленных и образовательных компаний, где разветвленный административный аппарат усложняет процесс согласования и принятия решений. Чем точнее вы сформулируете разработчикам, чего вы хотите, тем меньше разочарований ждет вас на этапе эксплуатации.

Пропишите в техническом задании подробно цели, задачи и требования. Если заказываете тренажер индивидуально под себя, запланируйте поэтапную сдачу работ. В этом случае слабые места в техзадании можно будет выявить на этапе разработки и своевременно устранить. Уважающая себя компания-разработчик обязательно дает гарантию на продукт не менее года. За 12 месяцев вы успеете внимательно изучить тренажер и выявить ошибки, если таковые имеются. В рамках гарантийного срока они будут устранены бесплатно.
Не всегда погоня за «красотой» оказывается продуктивной. Тренажер стоит выбирать именно под ваши нужды и с четким представлением перспективы эксплуатации. Например, компьютерный тренажер с физическим пультом выглядит весьма эффектно (стоит тоже, к слову, немало), но для подготовки операторов может оказаться малофункциональным. Зато он крайне полезен для студентов начального, среднего и высшего образования в плане тренировки тактильной памяти.

Или другой пример: выбор между локальной и сетевой версией тренажера. Локальная версия устанавливается только на одну машину, и статистику обучения придется собирать «вручную» с нескольких компьютеров. Если вы к этому не готовы, выбирайте сетевую версию, которая предлагает больше возможностей для удаленного мониторинга.

Третье, с чем нужно смириться заказчику, — просто факт покупки тренажера не решит ваших проблем. Если вы покупаете тренажер для обучения сотрудников, нужно будет подготовить соответствующую нормативную базу: учебный план, приказы и распоряжения, регламентирующие процесс обучения, механизм отслеживания результатов и эффективности. Иначе существует риск, что купленный тренажер так и останется «лежать на полке».
Отдельно стоит продумать мотивацию сотрудников, которым предстоит проходить обучение на тренажере. Велик соблазн обязать персонал «грызть гранит науки» после 12-часовой смены или, например, в законный выходной. Но вряд ли это кому-то понравится. Хотите неподдельного энтузиазма – создайте благоприятные условия для обучения. При этом организовать комфортный процесс обучения можно и без отрыва от производства. Например, можно организовать учебное место непосредственно на рабочей площадке (в комнате мастеров или сменно-встречных собраний). Тогда сотрудники смогут уделять время обучению в перерывах (при ремонтах, запланированных простоях и т.д.). Это намного интереснее, чем простое ожидание. Также рекомендуем добавить соревновательный момент за счёт проведения конкурсов на тренажёре, вывешивания рейтингов сотрудников и т.д.
Если хотите «отбить» затраты на покупку тренажера, используйте его по максимуму. Часто предприятия решают с помощью обучающей системы только узкий сегмент задач. Например, учат только вновь прибывших сотрудников, забывая о повышении квалификации действующего персонала. Или не используют функционал для отработки действий во время ЧП, который предусмотрен в тренажере. Тренажер можно использовать для повышения квалификации и переквалификации сотрудников на смежные профессии, подготовки резервного состава, отработки действий во время ЧП после аварий, после выхода из отпуска, для ежегодной оценки профессионализма персонала и т.д.

Описанные ситуации – типичные сложности, которые возникают у многих предприятий. Но есть и хорошая новость – у всех них одно решение. Это максимальное взаимодействие с разработчиками как на этапе формирования технического задания, так и на этапе внедрения и использования продукта. Специалисты помогут вам уточнить потребности, чтобы сформулировать внятное техническое задание, составить учебный план, научат, как использовать тренажер в разных условиях и под разные задачи и т.п. И главное – добросовестные разработчики подобные консультационные услуги оказывают бесплатно.

Иванова Екатерина