Какой должна быть профессиональная подготовка специалиста?
Студенчество – прекрасная пора, наполненная романтикой и оптимизмом. Строки замечательного поэта Эдуарда Асадова прекрасно характеризуют студенческий взгляд на жизнь:
«Мечтая о туманностях галактик И глядя в море сквозь прицелы призм, Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм».
Но рано или поздно наступает время, когда вчерашний студент переступает порог учебного заведения и задается совсем не романтичным вопросом: "Как найти работу?". Наступает пора реализовывать полученные знания на практике.
Объявления о вакансиях часто содержат следующее требование работодателей: "Рассматриваются кандидаты с опытом работы". Данное требование вызвано несколькими причинами. Первая – продиктована высоким уровнем конкуренции на рынке труда, высоким уровнем безработицы, экономическими кризисами, несовершенным законодательством и другими затрагивающими конъюнктуру трудового рынка факторами, которые влияют на закон спроса и предложения, формируя рамки взаимоотношений между потенциальным работником и работодателем.
Вторая причина связана с экономической нецелесообразностью приема на работу молодого сотрудника, не имеющего практических навыков. Процесс повышения его квалификации требует от работодателя временных и финансовых затрат. Особенно это касается выпускников технических специальностей, которым не всегда удается пройти практику в должном объеме и выработать практические навыки.
Что же в данной ситуации делать молодому специалисту, который получал диплом в надежде найти работу по своей специальности? Годы учебы потрачены впустую?
Подобного рода проблемы в некотором роде обесценивают статус образования. Получение диплома приобретает характер простой формальности. Студенты учатся, что называется, "для галочки". Получив несколько отказов, в итоге находят работу не по специальности.
Ко всему прочему, учебные заведения, выпускники которых не могут трудоустроиться после их окончания, рискуют потерять будущих абитуриентов и оказаться в категории "неэффективных". Будущий студент, выбирая учебные заведения, отдаст свое предпочтение тем, кто, так или иначе, гарантирует трудоустройство своих выпускников. Конкурентным преимуществом для образовательных учреждений в данном случае может стать наличие официальной статистики трудоустройства выпущенных студентов или тесное сотрудничество с различными работодателями.
К сожалению, в настоящее время учебным заведениям не всегда удается построить столь необходимые партнерские отношения с компаниями, которые готовы предоставлять места для практики студентов, а впоследствии – и рабочие места.
Альтернативным вариантом, увеличивающим шансы выпускников на трудоустройство, является внедрение в образовательный процесс технологий, позволяющих получать необходимые навыки в стенах учебного заведения, снижая зависимость от внешних факторов. В теории звучит несколько утопично. На практике – вполне осуществимо.
Предоставить такую возможность учебным заведениям могут современные технологии. Введение в учебную практику инструментов, имитирующих реальные процессы, с которыми будущему выпускнику необходимо будет сталкиваться в ходе своей деятельности, может повысить конкурентные преимущества учебного заведения. Обучаясь с их помощью, студент выработает необходимые практические навыки и приобретет должный опыт работы.
В заключение отметим, что в настоящее время надо стремиться к качественному образованию, потому что оно открывает дорогу в большую жизнь.