ТРЕНАЖЕРЫ-ИМИТАТОРЫ или УЧЕБНЫЕ СИМУЛЯТОРЫ

Учебные симуляторы

Имитация реальности или какой тренажер выбрать для вашего предприятия?
Высокотехнологичные предприятия всегда находятся в поиске новых решений, которые помогают оптимизировать как производственный, так и обучающий процесс. Учебные симуляторы или тренажеры-имитаторы позволяют быстро обучить нового сотрудника, отработать до автоматизма действия при возникновении внештатных ситуаций, тем самым избежав серьезных потерь.
Такой тренажер – учебный симулятор, идеальное решение для внедрения начинающего специалиста в производственный процесс. Фактически обучаемый в комфортных условиях постигает основы работы на конкретном оборудовании. Конечно, тренажер не способен полностью заменить собой реальную производственную практику. Обучаясь только при помощи тренажера, сотрудник не станет отличным сталеваром, неизбежно потребуется период работы в реальных условиях. Но этот период будет существенно более коротким, продуктивным и безопасным, чем если бы обучающийся попал на производство будучи подготовленным только теоретически.
Константин Маничев,
ведущий специалист бюро разработки и развития обучающих систем SIKE
В цех – как к себе домой

Учебные симуляторы, разработанные с применением технологии виртуальной реальности (ВР-тренажеры), в отличие от имитаторов уже обеспечивают полное погружение в рабочий процесс.

Суть технологии в построении трехмерного пространства, точно соответствующего реальному рабочему окружению. Обучающийся надевает шлем и виртуально перемещается, скажем, по цеху. В процессе этого перемещения с рядом объектов он может взаимодействовать. Например, одна из наших последних разработок — тренажер «Замена катушки на прядевьющей машине» для метизного комбината. Специалист выполняет ряд манипуляций, например, производит обрезку проволоки, сваривает и зачищает её концы, управляет подъемным краном при установке новый катушки и т.д. При этом он видит и контролирует именно процесс своих физических действий. Но это не означает, что все операции он производит именно вручную. В виртуальных цехах точно так же могут присутствовать пульты и экраны управления оборудованием. Например, для запуска стана в работу необходимо предварительно выставить скорость протяжки проволоки, температуру отжига в печи. Все это делается на местных пультах управления каждым из агрегатов.
учебный симулятор
Цена вопроса

Может показаться, что ВР-тренажеры, как более прогрессивный вид обучающих систем, — несомненно лучше для любого производства, хотя и существенно дороже. Но, как выяснилось, обычные тренажеры и ВР-тренажеры не конкурируют: они просто решают разные задачи.
Традиционные учебные симуляторы хороши для тех сотрудников, которые в течение рабочего времени находятся на одном месте, например, за пультом управления в операторской. ВР-тренажеры предназначены для обучения именно процессу, то есть нужны для специалистов, чья работа связана с постоянным перемещением по цеху. Стоимость обычного тренажера и ВР-тренажера, как ни странно, не сильно разнится. Да, когда-то оборудование для реализации и использования технологии виртуальной реальности было очень дорогостоящим, но на текущий момент цены снизились на порядок. Что же касательно самого процесса разработки, то на стоимость обычного тренажера сильно влияет высокая степень «логики» — построение и реализация сложных математических моделей плюс множество экранов управления.

В ВР-тренажерах основная статья расходов – создание трехмерных моделей цехов, оборудования. «Логики» немного, но каждую текстуру приходится рисовать вручную для того, чтобы обучаемый полностью погрузился в виртуальный мир.
Константин Маничев,
ведущий специалист бюро разработки и развития обучающих систем SIKE
учебный симулятор
учебный симулятор
Зачем это нужно?

Конечно, любой руководитель хотел бы четко понимать выгоду внедрения тренажера в производственный или обучающий процесс. Вот только подсчитать ее в конкретных, понятных каждому предпринимателю показателях, не так-то просто.
О востребованности учебных симуляторов мы можем судить, в числе прочего, и по спросу на наши продукты. Компания SIKE стояла у истоков разработки тренажеров-имитаторов, и мы отмечаем, что с каждым годом все больше предприятий и вузов проявляют интерес к подобным системам. В нашей «копилке» уже довольно большой набор тренажеров, которые имитируют практически весь технологический процесс. Наши разработки используются в конкурсах «Лучший по профессии».

Некоторые предприятия делятся своими успехами после внедрения тренажеров. Например, один из наших крупнейших партнеров ОАО «ММК-Метиз» поделился следующей статистикой: в течение двух лет с момента внедрения электронных обучающих систем по основным профессиям, эффективность сотрудников, прошедших обучение, повысилась более чем в 1,5 раза. Норма выработки выросла от 12 до 41 %. Еще один важный момент, который руководители часто упускают из вида, – это возможность отработки с помощью тренажеров последовательности действий при возникновении аварийных ситуаций. Использование как традиционных, так и ВР-тренажеров дает возможность предприятиям регулярно проводить обучение сотрудников по недопущению и устранению различных аварий, что значительно уменьшает риск ущерба от производственных потерь и профессионального травматизма. Если учесть все плюсы тренажеров и тот факт, что средняя «цена» одной аварии – это стоимость разработки и внедрения нескольких тренажеров, то на мой взгляд, ответ на вопрос «Нужно ли нам это?» — очевиден.
Константин Маничев,
ведущий специалист бюро разработки и развития обучающих систем SIKE
Некоторые примеры готовых учебных симуляторов SIКЕ
Чудинова Юлия, Руководитель направления
Error get alias