обучение сотрудников, 21.11.2016
Простые правила легкого обучения персонала
Что такое эффективное обучение?

В условиях нарастающей сложности и информационной перегруженности жизни становится очевидной исключительная важность поиска стратегий эффективного обучения. В последнее время свою эффективность доказывает идея учета психофизических особенностей человека в обучении.

Развитие профессионально значимых личностных ресурсов обучающихся строится на следующих принципах.

1. Визуализация информации
Есть многочисленные исследования, подтверждающие, что
  • 90% информации человек воспринимает через зрение;
  • 70% сенсорных рецепторов находятся в глазах;
  • около половины нейронов головного мозга человека задействованы в обработке визуальной информации;
  • на 19% меньше при работе с визуальными данными используется когнитивная функция мозга, отвечающая за обработку и анализ информации;
  • на 17% выше производительность человека, работающего с визуальной информацией;
  • на 4,5% лучше вспоминаются подробные детали визуальной информации.
Процессы обучения протекают более эффективно, если делаются зарисовки, картинки, а значит, схемы, диаграммы, иллюстрации, анимация — лучшее сопровождение обучения.

2. Эргономичность информации
Процесс понимания теоретического и практического материала — один из самых сложных видов деятельности. При традиционных формах обучения производительность умственной деятельности очень мала и постоянно отстает от растущих потребностей. Повышение продуктивности учебной деятельности возможно за счет эргономизации информации – улучшения форм представления информации с целью сделать ее более понятной и эффективной. Для повышения продуктивности изучения учебного материала его необходимо подавать в виде информационной модели, которая включает в себя зрительные сцены и звуковые сигналы. Такая подача позволяет минимизировать умственные затраты на процесс познания, понимания и решения задач.

3. Изменяющая обстановка и стимуляция эмоций в обучении
Мозг не обращает внимания на скучное, а вот изменчивость окружающей среды делает его особо «гибким». Если учитывать данные особенности мозга, то необходимо подавать материал, облекая его в новые формы. Это позволит избежать монотонности и вызовет интерес.

4. Интерактивность обучения
Интерактивность обучения способствует лучшему усвоению материала обучающимся — эта фраза уже стала привычной для методистов и педагогов, поскольку эффективность интерактивности уже доказала практика. Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания. Их важное отличие от традиционных состоит в том, что, выполняя их, обучающиеся учатся критически мыслить, анализировать обстоятельства и полученную информацию, они учатся решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, учатся общаться с другими людьми.

5. Обучение по спирали
Суть данного принципа состоит в последовательном изучении сразу нескольких ключевых тем. Первоначально они рассматриваются на элементарном уровне. По достижении определенной степени понимания преподаватель возвращается к этим темам и начинает объяснять их заново, но уже затрагивая более сложные случаи. Такая методика позволяет достичь 100%-ного понимая сложного материала даже абсолютно «безнадежными» обучающимися.

6. Целостность системы обучения
В процессе обучения необходимо ставить четкие цели и задачи. Обучающийся должен видеть цель обучения и понимать, чему он научится.

7. Практическое применение (понимание)
Конечный результат всего обучения – не знать, а именно понимать. А понимание — это то, что можно применить на практике. Чем теснее связан с практикой тот материал, который узнает обучающийся, тем лучше он его усвоит.

8. Поощрение за выученный материал и правильная мотивация обучения
Например, балльно-рейтинговая система оценок позволяет более объективно оценивать деятельность обучающихся: оценивается любой успех или неуспех. Ведение рейтинга, как показывает практика, значительно повышает эффективность обучения.

Таким образом, данные принципы, базирующиеся на психологических особенностях и закономерностях, управляют интеллектуальным и личностным развитием человека в условия учебной деятельности и позволяют получить максимальный эффект от обучения.

Что мешает использовать эффективные методы обучения?

Как хорошо бы ни звучали перечисленные способы для получения максимального эффекта от обучения, в настоящее время в России организации при обучении персонала сталкиваются с проблемами, которые делают обучение неэффективным.

В настоящее время можно выделить следующие проблемы обучения персонала:

  1. Отсутствие четкого определения ключевых квалификаций, компетенций и их формирования в процессе обучения приводит к тому, что у руководства организации отсутствует ясное представление о том, кого и чему необходимо обучать.
  2. Отсутствие у персонала организации понимания идеи обучения.
    Сотрудники должны понимать необходимость, цели обучения и возможности применения полученных знаний и навыков.
  3. Отсутствие у персонала мотивации к обучению.
  4. Ожидание руководства организации моментального результата от обучения сотрудников. Однако на формирование навыка порой требуется несколько месяцев, и, что очень важно, нужны рабочие условия, чтобы этот навык выработался.
  5. Отсутствие возможности применения навыков на практике.Обучение должно быть прикладным — максимально приближенным к реальной практике. Таким образом, прежде чем организовывать процесс обучения персонала, необходимо согласовать цели обучения с целями организации.
  6. Неправильная организация обучения влечет за собой неоправданные затраты на обучение.
  7. Отсутствие финансирования инновационных технологий в обучении.
  8. Сотрудник не воспринимается как «уникальный», а воспринимается исключительно с экономической точки зрения, что в свою очередь ведет к неоправданному занижению требований к уровню результатов обучения, компетенции, квалификаций.

Как решить существующие проблемы в обучении?

Чтобы избежать проблем в обучении, организация должна использовать новые формы обучения, которые позволяли бы обучающемуся усваивать большой объем информации и закреплять его на практике, а также полностью раскрывать потенциал.

В настоящее время многие организации прибегают к использованию в обучении активных методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность обучающихся.

К характерным чертам методов активного обучения можно отнести следующие:

  1. Введение обучающегося в проблемную ситуацию в процессе обучения, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле.
  2. Организация учебного процесса с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося.
  3. Формирование базовых навыков, необходимых для успешного самообразования основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
  4. Использование в качестве мотивов обучения профессионального интереса сотрудника, творческого характера учебно-познавательной деятельности, состязательного и игрового стиля обучения, эмоционального воздействия.

Как сегодня обучают персонал или какие основные тенденции в современном обучении персонала?

В настоящее время существует тенденция обучения персонала при помощи компьютерных технологий, которые широко используют активные методы обучения.

Рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день виды обучения с применением компьютерных технологий.

1. Компьютерные тренажеры-симуляторы
Компьютерные тренажеры-симуляторы — это имитаторы, компьютерные или механические, которые управляют каким-либо процессом, аппаратом или транспортным средством.

Компьютерные тренажеры направлены на отработку практических навыков при выполнении профессиональных обязанностей, предоставляют возможность моделирования стандартных и нестандартных ситуаций, разнообразного окружения, уровней сложности, имеют встроенные элементы индивидуальной обратной связи.

Но данный вид обучения требует больших финансовых вложений.

2. Видеообучение
Наиболее простой вид обучения, не требующий инструктора и специального помещения (обучающийся выбирает место и время, которое ему удобно), — обучение на основе видео или анимационного материала.

Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения сотрудника при условии разработки и предоставления для обучающегося эффективных вспомогательных средств — методичек, лабораторных работ, обучающих компьютерных программ, в противном случае обучающийся будет играть пассивную роль в обучении.

3. Системы дистанционного обучения
Система дистанционного обучения (СДО) – информационная система, предназначенная для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации (включая обучение, проводимое как в очной, так и в дистанционной форме).

СДО прочно занимает свое место в системе подготовки кадров, органично заполняя «узкие места» традиционного образования, что позволяет совместить множество весьма интересных методик и устранить известные сложности. С помощью СДО можно организовать результативную работу с любыми по размеру группами, вне рабочего места, без выезда специалистов и всех сопутствующих затрат.

4. Виртуальная реальность
Виртуальная реальность (ВР) — модельная трехмерная (3D) окружающая среда, создаваемая компьютерными средствами и реалистично реагирующая на взаимодействие с пользователями.
Тренажер с технологией виртуальная реальность, компания SIKE
Тренажер с технологией виртуальная реальность, компания SIKE
Системы ВР устанавливаются на предприятиях для обучения персонала, занятого на опасных участках производства, и позволяют научить персонал мгновенно принимать решения в случае чрезвычайной ситуации, а также максимально точно перенести опыт аварийной ситуации.

Один из примеров таких систем — виртуальные руководства по ремонту оборудования.

5. Дополненная реальность
Дополненная реальность (Augmented Reality, сокр. AR) — это технология объединения реального и виртуального миров, когда цифровая информация в виде текста, изображения, видео, звука дополняет объекты и явления физического мира, иначе дополненная реальность — это наложение виртуальных объектов поверх реальных.

Дополненная реальность, компания SIKE
Дополненная реальность, компания SIKE
AR позволяет визуализировать сложные, требующие особой точности операции. AR успешно применяется в медицине, навигации, военном деле, дизайне, искусстве, биологии, архитектуре, археологии.

Таким образом, чтобы получить максимальный эффект от обучения, организации должны тщательно подходить к подбору методов и средств обучения, отталкиваясь не только от потребностей организации, но и от психофизиологических особенностей сотрудников.

Архарова Ольга