Что такое эффективное обучение? В условиях нарастающей сложности и информационной перегруженности жизни становится очевидной исключительная важность поиска стратегий эффективного обучения. В последнее время свою эффективность доказывает идея учета психофизических особенностей человека в обучении.
Развитие профессионально значимых личностных ресурсов обучающихся строится на следующих принципах.
1. Визуализация информацииЕсть многочисленные исследования, подтверждающие, что
- 90% информации человек воспринимает через зрение;
- 70% сенсорных рецепторов находятся в глазах;
- около половины нейронов головного мозга человека задействованы в обработке визуальной информации;
- на 19% меньше при работе с визуальными данными используется когнитивная функция мозга, отвечающая за обработку и анализ информации;
- на 17% выше производительность человека, работающего с визуальной информацией;
- на 4,5% лучше вспоминаются подробные детали визуальной информации.
Процессы обучения протекают более эффективно, если делаются зарисовки, картинки, а значит, схемы, диаграммы, иллюстрации, анимация — лучшее сопровождение обучения.
2. Эргономичность информации Процесс понимания теоретического и практического материала — один из самых сложных видов деятельности. При традиционных формах обучения производительность умственной деятельности очень мала и постоянно отстает от растущих потребностей. Повышение продуктивности учебной деятельности возможно за счет эргономизации информации – улучшения форм представления информации с целью сделать ее более понятной и эффективной. Для повышения продуктивности изучения учебного материала его необходимо подавать в виде информационной модели, которая включает в себя зрительные сцены и звуковые сигналы. Такая подача позволяет минимизировать умственные затраты на процесс познания, понимания и решения задач.
3. Изменяющая обстановка и стимуляция эмоций в обученииМозг не обращает внимания на скучное, а вот изменчивость окружающей среды делает его особо «гибким». Если учитывать данные особенности мозга, то необходимо подавать материал, облекая его в новые формы. Это позволит избежать монотонности и вызовет интерес.
4. Интерактивность обучения Интерактивность обучения способствует лучшему усвоению материала обучающимся — эта фраза уже стала привычной для методистов и педагогов, поскольку эффективность интерактивности уже доказала практика. Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания. Их важное отличие от традиционных состоит в том, что, выполняя их, обучающиеся учатся критически мыслить, анализировать обстоятельства и полученную информацию, они учатся решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, учатся общаться с другими людьми.
5. Обучение по спирали Суть данного принципа состоит в последовательном изучении сразу нескольких ключевых тем. Первоначально они рассматриваются на элементарном уровне. По достижении определенной степени понимания преподаватель возвращается к этим темам и начинает объяснять их заново, но уже затрагивая более сложные случаи. Такая методика позволяет достичь 100%-ного понимая сложного материала даже абсолютно «безнадежными» обучающимися.
6. Целостность системы обучения В процессе обучения необходимо ставить четкие цели и задачи. Обучающийся должен видеть цель обучения и понимать, чему он научится.
7. Практическое применение (понимание) Конечный результат всего обучения – не знать, а именно понимать. А понимание — это то, что можно применить на практике. Чем теснее связан с практикой тот материал, который узнает обучающийся, тем лучше он его усвоит.
8. Поощрение за выученный материал и правильная мотивация обучения Например, балльно-рейтинговая система оценок позволяет более объективно оценивать деятельность обучающихся: оценивается любой успех или неуспех. Ведение рейтинга, как показывает практика, значительно повышает эффективность обучения.
Таким образом, данные принципы, базирующиеся на психологических особенностях и закономерностях, управляют интеллектуальным и личностным развитием человека в условия учебной деятельности и позволяют получить максимальный эффект от обучения.
Что мешает использовать эффективные методы обучения? Как хорошо бы ни звучали перечисленные способы для получения максимального эффекта от обучения, в настоящее время в России организации при обучении персонала сталкиваются с проблемами, которые делают обучение неэффективным.
В настоящее время можно выделить следующие проблемы обучения персонала:
- Отсутствие четкого определения ключевых квалификаций, компетенций и их формирования в процессе обучения приводит к тому, что у руководства организации отсутствует ясное представление о том, кого и чему необходимо обучать.
- Отсутствие у персонала организации понимания идеи обучения.
Сотрудники должны понимать необходимость, цели обучения и возможности применения полученных знаний и навыков. - Отсутствие у персонала мотивации к обучению.
- Ожидание руководства организации моментального результата от обучения сотрудников. Однако на формирование навыка порой требуется несколько месяцев, и, что очень важно, нужны рабочие условия, чтобы этот навык выработался.
- Отсутствие возможности применения навыков на практике.Обучение должно быть прикладным — максимально приближенным к реальной практике. Таким образом, прежде чем организовывать процесс обучения персонала, необходимо согласовать цели обучения с целями организации.
- Неправильная организация обучения влечет за собой неоправданные затраты на обучение.
- Отсутствие финансирования инновационных технологий в обучении.
- Сотрудник не воспринимается как «уникальный», а воспринимается исключительно с экономической точки зрения, что в свою очередь ведет к неоправданному занижению требований к уровню результатов обучения, компетенции, квалификаций.
Как решить существующие проблемы в обучении? Чтобы избежать проблем в обучении, организация должна использовать новые формы обучения, которые позволяли бы обучающемуся усваивать большой объем информации и закреплять его на практике, а также полностью раскрывать потенциал.
В настоящее время многие организации прибегают к использованию в обучении активных методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность обучающихся.
К характерным чертам методов активного обучения можно отнести следующие:
- Введение обучающегося в проблемную ситуацию в процессе обучения, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле.
- Организация учебного процесса с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося.
- Формирование базовых навыков, необходимых для успешного самообразования основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
- Использование в качестве мотивов обучения профессионального интереса сотрудника, творческого характера учебно-познавательной деятельности, состязательного и игрового стиля обучения, эмоционального воздействия.
Как сегодня обучают персонал или какие основные тенденции в современном обучении персонала? В настоящее время существует тенденция обучения персонала при помощи компьютерных технологий, которые широко используют активные методы обучения.
Рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день виды обучения с применением компьютерных технологий.
1. Компьютерные тренажеры-симуляторы Компьютерные тренажеры-симуляторы — это имитаторы, компьютерные или механические, которые управляют каким-либо процессом, аппаратом или транспортным средством.