29.03.2023

Юлия Чудинова: симуляторы,
тренажеры, тренировочные комплексы. Ожидания и реальность...

Автор статьи
Генеральный директор Чудинова Юлия
Наша компания более 15 лет занимается разработкой различных тренажеров от изучения устройства и обслуживания оборудования до полноценных симуляторов по профессиям различных направлений (металлургия, нефтегазовая промышленность, смежные рабочие профессии и т.д.).
За эти годы мы разработали и внедрили несколько сотен тренажеров. Особое место в линейке занимают тренажеры для отработки практических навыков: будь то выплавка или разливка стали, управление нефтегазовыми установками, или строповка и перемещение грузов.

Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда ожидания экспертов со стороны предприятий не соответствуют реальному функционалу. Зачастую, эксперты ожидают, что симулятор будет полным аналогом реального мира и будет учитывать все нюансы и детали ведения технологического процесса.

И мне всегда было интересно, как данная проблема решается на других тренажерах и решается ли она вообще. За свою практику я попробовала много различных тренажеров: машинист крана, водитель погрузчика/экскаватора, машинист электровоза, капитан морского судна. И как «вишенка на торте» – совсем недавно я попробовала себя в роли пилота Airbus.
Какой можно вывод сделать из всего этого опыта? Любой тренажер, симулятор (не важно, как мы его назовем), независимо от его стоимости будет иметь определенный уровень упрощения реального мира.

Это связано со многими факторами, в том числе ключевыми:
  • 1
    Невозможно передать физику, ощущения, запахи и реальное окружение в полной мере.
    Да, можно использовать динамические платформы и другие современные технологии, но если разбить самолет, то он разбивается только в виртуальном мире. Хотя тот самолет, который мы разбили в качестве пилотов – даже не разбился, а просто проехал мимо домов/сел на воду. А хотелось огня, обломков, хотя бы.

    И это на самом деле хорошо, для этого и придумали тренажеры – обеспечить обучение и тренировки в безопасных условиях.

  • 2
    Сложность моделирования поведения объектов один в один
    Реальные объекты сложны и зачастую имеют элемент непредсказуемости, так как слишком много факторов на них воздействует. Они порой настолько мелкие и незначительные, что мы можем о них даже не знать в данный момент.
Также следует отметить, чем более реалистичное поведение объекта мы хотим получить, тем больше факторов мы должны учитывать в расчётах. Также, чтобы правильно и реалистично считалось физическое поведение объекта (например, поведение веревок), у конечного пользователя должно быть очень мощное аппаратное обеспечение, которое будет успевать делать все необходимые расчеты поведения объекта.

Но многие ли готовы покупать супер дорогое оборудование абсолютно для всех тренажеров?
А если считать на более «простом железе», то и работать будет соответствующе – упрощенно, а иногда и совсем нереалистично.

Можно привести много ситуаций упрощения реального мира в симуляторах. Например, когда я тестировала тренажёр, где выступала машинистом поезда и случайно сбивала коров на путях, то они просто отлетали в сторону, как мяч. А при резком торможении на тренажёре никак не ощущалось, что сзади еще 15 вагонов, которые продолжают двигаться по инерции. Так как эти ощущения просто невозможно передать.
Так какая же цель симуляторов,
если они полностью не повторяют реальный мир?
Вот как раз подготовить к этому реальному миру.
Хороший симулятор – это залог максимально быстрой подготовки и адаптации новых сотрудников к реальному производству или иным профессиональным задачам.
И даже, если рассмотреть еще раз пример симулятора Airbus, то без инструктора я бы ничего не смогла сделать. Таким образом, симуляторы лишний раз подтверждают, что человек со стороны, который ничего не знает про данный процесс и ни разу не выполнял указанные действия, ничего не сможет сделать.

И как раз использование тренажера позволяет сформировать необходимые знания и навыки управления различными объектами и агрегатами. Будь то управление поездом, кораблем, самолетом, агрегатами для выплавки стали или производства конденсата, или резины.
Главная задача тренажера – научить как правильно и безопасно действовать в стандартных ситуациях, как действовать в нестандартных и аварийных ситуациях, не потеряться и принять правильное решение.
А уже после тренажерной подготовки, после освоения основной/базовой части профессиональной деятельности идти в реальность и оттачивать свои навыки в условиях неопределённости, случайности и непредсказуемости.

Таким образом, тренажеры, симуляторы, программного-аппаратные комплексы – это первый и важный шаг к подготовки любого специалиста к своей профессиональной деятельности.
Автор статьи
Генеральный директор Чудинова Юлия