Итак, речь пойдет о том, какие принципы использовались при разработке архитектуры курса, его визуального оформления; сколько стоила разработка; на чем нельзя было экономить, чтобы не потерять больше; сколько человек участвовало в проекте; как работали с экспертами…
Но позвольте начать немного издалека…
Одним из наших продуктов для обучения специалистов промышленных предприятий являются компьютерные тренажеры, которые направлены на получение и отработку практических навыков ведения сложных технологических процессов на различных опасных производствах.
Вы спросите, почему вы стали разрабатывать тренажеры? А все дело в том, что ранее, занимаясь обучением рабочих, мы не уделяли должного внимания качеству подачи теории. В нашем случае усвоение новых знаний сопровождалось изучением различных инструкций, документов. Но насколько люди ответственно подходили к их чтению и насколько правильно понимали предложенный материал, мы не старались проследить. Да и задача такая не ставилась…
Поверьте! Теория может быть наглядной и интересной!
Впервые задача разработать электронный теоретический курс в поддержку к нашему тренажеру была поставлена перед нами в 2009 году. И тут мы увидели, что результат от изучения теории, представленной в многочисленных инструкциях, положениях и требованиях не может сравниться с результатом от изучения правильно обработанной и подготовленной теории.
С этого времени мы стали встраивать в наши тренажеры электронные курсы. Именно такой проект мы сегодня и представляем.
Следует отметить, что курс «Обогащение полезных ископаемых» разрабатывался как вводный для начинающих сотрудников обогатительного производства, поэтому нужно было максимально просто и доступно подать информацию, при этом не отбить желание обучаться и работать в этой сфере и дальше.
Основная сложность данного проекта – это большой объем теории, которую необходимо было заложить. И все мы понимали, что сегодня курсы просто с текстом на слайде не пользуются популярностью – это «невкусно», это «пресно» … обучающийся быстро теряет интерес к процессу, и обучение становится малоэффективным.
Что мы для этого сделали. Проанализировав различные способы подачи теории, мы решили прибегнуть к помощи анимационных роликов, которые наглядно демонстрируют принципы работы устройств, позволяют заглянуть внутрь работающего оборудования (а его очень много в этой отрасли!), а самое главное, делают это интересно. Не зря народная мудрость гласит: лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.
Вот по этому пути мы и пошли. Но обо всем по порядку.
Итак, перед нами общая схема процессов обогащения. При помощи цветовой дифференциации мы визуально разделили все важные этапы производства на 4 раздела, чтобы изучение материала осуществлялось последовательно.
Изначально нам открыт доступ только к общему блоку «Полезные ископаемые». В блоке теоретический материал оформлен красочными слайдами с выделением важных мыслей и прорисовкой иллюстраций.
Например, мы с вами можем изучить, что такое полезные ископаемые, какие они бывают и что представляет из себя шахта.
Мы можем узнать, из чего состоит уголь, какие у него бывают примеси и что он, оказывается, бывает разный.
Узнаем о влиянии вещественного состава ископаемых и т.д.
После прохождения блока последовательно открываются другие этапы. Теперь доступен раздел «Измельчение». В нем мы изучим оборудование, которое предназначено для более мелкого измельчения материала. В данном случае нам открыта машина «Шаровая мельница».
Ее изучение состоит из 2-х основных этапов: 1-й этап предназначен для изучения конструкции оборудования, где она представлена в разрезе и с пояснениями к основным узлам.
2-ой этап – изучение принципа работы с помощью анимационных роликов, которые демонстрирует работу машины в разрезе. Мы можем проследить, как в машину попадает кусковой материал, который продвигается в барабан мельницы и измельчается в суспензию при помощи шаров, вращающихся вместе с материалом в барабане.
То, что «умещается» в 45 секундах ролика, на самом деле изложено в учебнике на 9 листах и представлено в 2-х схематичных картинках. Анимационные ролики в данном случае помогают молодым специалистам создавать целостное представление об агрегате.
Также для курса помимо 3-х мерных анимационных роликов были реализованы и анимированные 2d схемы.
Всего для курса было разработано 23 анимационных ролика общей продолжительностью более 15 минут.
"Грохот инерционный" Анимационный ролик из электронного курса "Обогащение полезных ископаемых"
"Сушилка барабанная" Анимационный ролик из электронного курса "Обогащение полезных ископаемых"
Теперь хотелось бы рассказать о том, как создавался этот курс. В команду разработчиков вошли 5 отчаянных добровольцев: методист, эксперт, разработчик, 3d моделлер, тестировщик. Почему отчаянных? Дело в том, что 2-е из них были незамедлительно отправлены в командировку на реальное производство, где им даже пришлось спуститься в настоящую действующую шахту (как выяснилось потом, это было не обязательно, но эксперт организации посчитал, что специалист, не увидевший полный цикл производства, не может понять и тем более правильно передать всю его суть).
Вообще работа с экспертом в данном проекте заслуживает отдельного разговора. Эксперт очень ответственно подошел к делу, он постоянно пытался привлекать новые материалы, рассматривать новые темы и др. Поэтому мы хотим дать совет всем заинтересованным: разработку курса надо начинать с определения цели и задач, понимания целевой аудитории. Иначе есть опасность сделать совсем не то, что требовалось на самом деле. Это также надо объяснять и эксперту.
Так как мы выбрали в качестве «фишки» курса – анимационные ролики, то особое внимание были уделено написанию их сценариев, «отрисовке» 3d моделей и их анимации. Данные процессы оказались самыми затратными в разработке и составили более 70% от всего времени работы над курсом. Общее время работы составило почти 1500 человеко-часов, что составляет 3 календарных месяца.
Я надеюсь, что наш опыт будет полезен для других разработчиков курсов или для тех, кто только планирует их заказывать или внедрять.
Мы всегда открыты к сотрудничеству и готовы ответить на любые вопросы.