АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, 22.05.2017

Тренажерные комплексы – мнение специалистов промышленных предприятий

Компьютерные тренажеры появились, когда возникла необходимость массовой подготовки или переподготовки персонала, занятого на опасных участках производства, и там, где цена ошибки существенно выше расходов на обучение.
SIKE Тренажер-имитатор "Выплавка стали в конвертере"
SIKE Тренажер-имитатор "Разливка стали на слябовой МНЛЗ"
SIKE Тренажер-имитатор "Реверсивная клеть"
SIKE Тренажер-имитатор "Агрегат печь-ковш"
Аппаратно-программный комплекс "Выплавка стали в вакууматоре" компании SIKE
Современные компьютерные тренажеры представляют собой многофункциональные автоматизированные комплексы, ориентированные на обучение человека и отработку определенных навыков и умений. Их создание сформировало самостоятельную отрасль – тренажерные технологии, являющиеся комплексами, системами моделирования и симуляции, компьютерными программами и физическими моделями, специальными методиками, позволяющими подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений.

Компания SIKE разработала серию аппаратно-программных тренажерных комплексов (АПТК) для подготовки студентов начального, среднего и высшего профессионального образования по металлургическим, нефтегазовым специальностям, также их называют симуляторы или имитаторы рабочего места.

Мы решили узнать мнение специалистов-металлургов об использовании тренажерных комплексов в обучении и переквалификации специалистов. Нам любезно согласился дать интервью Андрей Александрович Васильев, машинист дистрибутора, работающий в этой должности с 1993 года. Андрей Александрович много лет является консультантом компании SIKE в разработке обучающих систем для металлургов.

– Андрей Александрович, Вы являетесь наставником студентов, которые приходят на практику. Как Вы считаете, насколько могут быть полезны тренажерные комплексы при обучении персонала?
Я считаю, что создание тренажерных комплексов является насущной необходимостью. Применение таких систем позволяет сделать процесс обучения более эффективным, качественным, безопасным и менее затратным. Во-первых, можно перенести на электронику всю рутину: многократное повторение информации стажеру. При реальной работе часто необходимо выполнять ряд операций, которые не требуют высокой квалификации, но которые необходимо выполнять всегда, притом в определенной последовательности. Этот процесс очень напоминает обучение управлением автомобиля – ремень, «ручник», зажигание, сцепление. Только на производстве таких стандартных, необходимых действий еще больше. Вот и приходится наставнику постоянно говорить стажеру одно и то же: переключи то, переведи это сюда и т.д. Я на третий день теряю терпение.

Во-вторых, реальная работа на столь мощных агрегатах, как у нас, сопряжена с очень высокой степенью ответственности, и цена ошибки очень высока. Если на нашем кислородном конвертере ученик сварит некачественный металл, то убыток составит миллионы рублей. А если создаст аварийную ситуацию или аварию, то ущерб может быть колоссальным и даже привести к травмам, а возможно, и к смерти людей. Ситуация осложняется еще и тем, что процесс выплавки стали скоротечен и наставник не всегда успевает вовремя остановить стажера, если он стал делать что-то неправильно. Так что оттачивание мастерства на тренажере позволит работодателю сэкономить немало средств, учителю нервов, а если тренажер спасет кому-то жизнь, то его можно считать бесценным.
– Скажите, как обучали Вас, когда Вы только начинали свою трудовую деятельность?
Когда я учился в институте, наш преподаватель создал модель конвертерной плавки, записал на магнитофонную кассету. Конечно, это было очень посредственно (но по тем временам почти подвиг), потому что не давало никакого эффекта присутствия или погружения и не имело никакого отношения к реальному процессу. Когда же я проходил стажировку на рабочем месте, наставнику очень многое приходилось объяснять на пальцах или откладывать на потом, «когда такая ситуация» возникнет. От всего этого процесс познания страдал неимоверно.
– Андрей Александрович, у Вас накоплен многолетний опыт наставничества. По Вашему мнению, чего не хватает молодым специалистам-оператором, каких умений, навыков, когда они приступают к работе в цехе?
Люди, которые приходят в цех, не всегда, к сожалению, обладают необходимой теоретической базой. Что касается начинающих машинистов дистрибутора, практически все теряются в аварийных ситуациях.
– Можете дать несколько советов, каким должен быть тренажер, чтобы он был полезен в обучении?
Чем реальнее будет тренажер и чем точнее будет смоделирован процесс, тем лучше. Для конвертера и некоторых других объектов неплохо было бы добавить звуки, которые создает оборудование. У нас по изменению уровня и характера шума можно судить о ходе плавки. Также, мне кажется, надо обязательно вводить тренировки аварийных ситуаций и доводить действия до автоматизма, развивать «мышечную» память. Обязательно нужна теоретическая подготовка. Еще один немаловажный момент – учет развития производства. У нас выплавляются новые марки стали, внедряется новое оборудование, технологии, мы учитываем прошлые ошибки и вносим изменения в технологии и инструкции. В связи с этим неплохо было бы предусмотреть обновление и сервисное обслуживание тренажеров.
– Спасибо, Андрей Александрович, Ваши советы будут очень полезны, потому что, когда есть связь проектировщиков тренажеров и специалистов промышленных предприятий, будет и результат.
Архарова Ольга