E-LEARNING

Разработка интерактивных курсов

Что нужно сделать до начала разработки интерактивного курса?

Перед тем как начать разрабатывать электронный курс, необходимо определить адресата. Это поможет создать курс, который действительно будет полезным и востребованным. Необходимо постараться составить «портрет» потенциального слушателя. Он должен включать данные о поле, возрасте, образовании, должности, разряде и т. д.. Затем необходимо обработать полученные данные и сформулировать средние значения параметров или их границы. Чем точнее будет «портрет», тем больше возможности понять, что обучающийся ожидает от курса.

Не пытайтесь охватить как можно больше слушателей разных возрастов, разной подготовки, работающих в разных подразделениях и т. д. Выбирайте более узкие группы. Нельзя сделать один полезный курс и для студента, и для опытного специалиста, который работает более 20 лет в отрасли. Материал курса для студентов получится слишком сложный, а для опытных специалистов — простой. В результате никто не получит удовольствия и пользы от обучения.

«Вглядитесь» в получившийся «портрет» потенциального слушателя. Теперь вы знаете, кто преобладает в группе (мужчины или женщины), на какой начальный уровень знаний можно рассчитывать, а следовательно, какую дополнительную информацию нужно включить и что можно опустить, какую стратегию мотивации выбрать и т. д.
Как выявить истинную цель обучения?

К сожалению, часто заказчик ставит перед организаторами процесса обучения неправильные цели, а потом недоумевает, почему деньги были потрачены немалые, а результатов нет. Например, заказчик просит разработать электронный курс по очень объемной технологической инструкции, по которой все сотрудники работают уже 10 лет, но не задумывается над тем, что ее изучение не решит существующую проблему. Это выявляется при расспросах инициатора обучения.
Исполнитель:
Какую цель вы ставите перед обучением?
Заказчик:
Чтобы рабочие понимали технологию производства.
Исполнитель:
То есть вы хотите сказать, что у вас работают люди, не понимающие технологию?
Заказчик:
Нет! Они понимают, но за последний год увеличился процент брака…
Получается, что истинная проблема состоит не в плохом знании инструкции, а в недостаточной сформированности профессиональных навыков. Соответственно, обучение надо строить так, чтобы рабочие могли уметь выявлять и устранять причины брака.
Помимо четкого осознания желаемых результатов обучения, необходимо еще и правильно выражать их в словах. В формулировке цели не должно быть слов «поймут», «узнают», «изучат» и так далее, так как нельзя оценит степень достижения такой цели. После обучения слушатель должен изменить свои действия, поэтому в цели должно быть отражено действие.

При этом цели должны:
  • решать конкретные проблемы;
  • быть достижимы;
  • иметь возможность проверки (тут на помощь приходят интерактивные проверочные задания, тесты, тренажеры и т.д.)

Поясним сказанное на примере плохой и хорошей формулировки цели обучения.
Плохая: Слушатель должен знать, как оформлять заявки.
Хорошая: Слушатель сможет правильно оформить заявку на получение нового оборудования.
Проверка достижения: практическое задание на оформление заявки; задание на поиск ошибок в уже составленной заявке и т.д.
Некоторые примеры интерактивных электронных курсов
Скарлыгина Надежда