19.02.2021

Современные обучающие системы
для самообразования. Как выбрать?

В процессе зарождения и развития информационного общества огромное значение имеют проблемы, связанные с организацией образовательного процесса. Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования, а также самостоятельной и творческой деятельности в течение всей активной жизни человека.

Использование новых форм и методов обучения ведет к приоритетности информационных технологий, направленных на формирование у обучаемых способов получения знаний и умений, способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию в индивидуальном порядке. Одним из эффективных методов реализации данных задач является использование в процессе самообразования компьютерных обучающих систем.

Компьютерная обучающая система (иногда называют автоматизированная обучающая система, АОС) – комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечений на базе ПК, предназначенный для индивидуализации обучения.
Сегодня обучающие системы используются и для обучения в учебных организациях, и для обучения в корпоративном секторе. Также данные системы могут эффективно использоваться для самостоятельной подготовки и повышения профессиональных компетенций. Рассмотрим основные типы обучающих систем, которые можно использовать для целей организации самообучения:
Онлайн платформы
Рынок онлайн образования растет очень быстрыми темпами (по различным источникам от 10 до 60% ежегодно). Выделим наиболее популярный онлайн платформы на территории России: Нетология, Алгоритмика, SkyEng, LinguaLeo, Maximum Education, Skillbox.

Нетология - платформа предоставляет возможность получения онлайн образования. В рамках учебного курса пользователю предоставляется доступ к лекциям, осуществляется проверка домашних заданий. Итогом обучения является выпускная квалификационная работа, а также помощь в трудоустройстве при успешном прохождении обучения.
Компания обладает лицензией на образовательную деятельность. Однако, данный сервис предназначен для обучения digital-профессиям (программисты, дизайнеры, маркетологи и др.).

Алгоритмика - платформа предоставляет возможность получения дополнительного образования через онлайн обучение с преподавателем. Обучение осуществляется в группах. Компания не обладает лицензией на образовательную деятельность.
Данная платформа предназначена для обучения в направлении ИТ-профессий (программирование, компьютерная графика).

SkyEng - платформа предоставляет возможность изучения иностранного языка через онлайн обучение с преподавателем. Существует большая база преподавателей, а также различных заданий и упражнений, к которым получает доступ пользователь в период обучения. Обучение осуществляется как в группах, так и в индивидуальном порядке.

LinguaLeo - игровая онлайн платформа для изучения иностранных языков. Основная форма заработка – это предоставление доступа к интерактивному контенту платформы через подписку. Существует возможность приобретения онлайн уроков с преподавателями и дополнительным электронным курсам по английскому языку. Лицензию на образовательную деятельность не имеют.

Maximum Education - онлайн платформа для подготовки школьников к сдаче экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ). Включает возможность покупки доступа к электронным курсам для подготовки к сдаче экзаменов, а также доступ к курсам по ИТ и профориентации.

Skillbox - онлайн университет востребованных профессий. В рамках учебного курса пользователю предоставляется доступ вебинарам, воршопам, организуется практика, дипломный проект. Осуществляется помощь в трудоустройстве.
Сервис предназначен для обучения digital-профессиям (программисты, дизайнеры, маркетологи и др.) и развития «soft-skills».
Как мы видим, из представленных выше наиболее популярных платформ нет ни одной, направленной на обучение по рабочим профессиям технического направления.
Книги, учебная литература
Для того чтобы быть профессионалом своего дела, специалист должен знать устройство современного оборудования, понимать принципы его работы, особенности эксплуатации и обслуживания. Следует отметить, что производители оборудования относят данную информацию к разряду коммерческой тайны, и предоставляют её только за отдельную стоимость в рамках обучения у компании-производителя, поэтому все более остро встает проблема устаревания учебников и другой печатной литературы.

Всё чаще ученики сталкиваются с тем, что им доступна информация только по устаревшему оборудованию, которое сегодня массово выводится из эксплуатации, а особенности современного оборудования отсутствуют или представлены в недостаточном объеме. К тому же использование учебной литературы позволяет формировать только определенный уровень знаний, тогда как формирование практических навыков и компетенций в таком случае невозможно.
Видеоконтент
В настоящее время существует большое количество свободного обучающего контента, представленного в виде видеороликов и доступных как для скачивания, так и для просмотра в сети интернет. Использование такого рода обучающего материала позволяет получить как знания, так и более наглядное представление о выполнении тех или иных операций.

Однако, несмотря на большое количество видеоконтента, в основном в нем представлены только те материалы, которые интересны широкой аудитории, решения типовых и распространенных задач. Специалисту узких направлений сложно, а порой невозможно, найти видеоконтент, который соответствует потребностям выполнения профессиональных задач. Также использование такого рода контента не обеспечивает возможность выполнения и отработки практических заданий.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Существует различное понимание, что такое ЭОР. Например, ЭОР – весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. В тоже время в связи с активным внедрением и развитием дистанционного обучения многие преподаватели стали воспринимать термин ЭОР, как электронный курс, который можно использовать в системе дистанционного обучения (СДО). В эту же категорию попадают массовые открытые онлайн курсы (МООК). Будем считать в рамках данной работы, что термины ЭОР, МООК и электронный курсы тождественны и представляют собой обучающие системы, которые можно использовать в системе дистанционного обучения.

Обучающие системы такого типа позволяют доступно, эффективно и понятно донести теоретическую информацию, а также отработать практические задачи небольшого объема (например, алгоритмы поиска неисправностей, отработка четкой последовательности действий или другие).

К большим преимуществам ЭОРов является их интерактивность, наглядность, сжатость информации, возможность прохождения тестов и получения обратной связи. Также доступ к ним может осуществляться с различных устройств в режиме 24х7. Однако, как и предыдущие виды контента, ЭОРы в первую очередь ориентированы на получение знаний. Формирование навыков с помощью таких обучающих систем достаточно ограничен. Важно отметить, что в настоящее время на рынке достаточно мало качественных ЭОРов, особенно в направлении подготовки технических специальностей.
Компьютерные 2D/3D тренажеры (симуляторы)
Данный вид обучающих систем позволяет сформировать узкопрофессиональные знания об устройстве производственного оборудования, основам выполнения технологических операций, а также сформировать навыки выполнения профессиональных задач как в штатных, так и нештатных условиях.

На рынке можно найти различные тренажеры: по энергетике, металлургии, судоходству, ремонтным профессиям и другим. В зависимости от производителя тренажеры могут устанавливаться как на персональный компьютер, так и в виде аппаратно-программного комплекса, включающего динамический макет пультов управления оператора, динамических кабин и платформ.

Однако, если говорить про самообразование, то стоимость аппаратно-программных комплексов довольно велика, к тому же такие комплексы требуют помещения для установки и эксплуатации. Соответственно, если рассматривать линейку тренажеров для самообучения, наиболее удобным будут являться компьютерные тренажеры, устанавливаемые на персональный компьютер пользователя.

Следует также отметить, что тренажеры в большей степени ориентированы на формирование именно практических навыков выполнения профессиональных задач. Подразумевается, что обучающийся при этом уже получил необходимый уровень теоретических знаний
Компьютерные тренажеры с использованием виртуальной реальности (Virtual Reality, VR)
Такой вид тренажеров – это практически идеальное решение, которое позволяет погрузить человека в любую ситуацию, предметную область, область реального или фантастического мира. С помощью данного решения можно эффективно объяснить и продемонстрировать любые процессы, явления, а также отработать действия в любом месте и при любых обстоятельствах.

Таким образом, VR решения могут стать идеальным вариантом, позволяющим и сформировать знания и отработать практические навыки. Однако, стоимость оборудования, разработки и приобретения таких решений достаточно высока даже для производственных компаний и учебных организаций, и уж тем более недоступна для использования в рамках самообучения. Кроме того, на рынке практически отсутствуют готовые качественные решения для подготовки специалистов технических специальностей.
Компьютерные тренажеры с использованием дополненной реальности (Augmented Reality, AR)
Это уникальное решение, которое можно использовать несколькими концептуальными способами.

С одной стороны AR-решения можно использовать как наглядный учебный материал, который позволяет:

  • красиво и понятно показать и разобрать любой механизм
  • продемонстрировать процессы, протекающие внутри агрегатов
  • показать последовательность операций, которые необходимо выполнять

Также большой эффект получается при использовании данной технологии при работе в группах, так как происходит живое общение, обмен эмоциями, мнениями. Однако, в настоящее время на рынке практически отсутствуют какие-либо готовые для использования решения в направлении обучения техническим специальностям. Кроме того, стоимость разработки таких решений достаточна высока, при этом результат близок по своим характеристиками к видеоконтенту и электронным образовательным ресурсам.

Есть и другой вариант использования технологии AR – в виде онлайн помощника при выполнении каких-либо производственных задач. В данной концепции используются очки дополненной реальности, с помощью которых проецируется информация в зрачок пользователя. Суть заключается в том, что программа распознает объект и далее показывать информацию или перечень операций, которые необходимо выполнить для решения производственной задачи. Например, при выполнении техобслуживания оборудования, система может подсказывать в каком порядке и как именно осуществлять те или иные операции, а также фиксировать выполнение данных операций.

Однако, в виду высокой стоимости оборудования, высокой стоимости разработки подобных программ, а также проблемами с распознаванием объектов (особенно 3-х мерных), решения и прототипы в этом направлении практически не представлены на рынке Российской Федерации, и довольно узко используются в зарубежных компаниях.
Сравнение образовательных ресурсов
Сравним описанные выше обучающие системы с точки зрения использования в самообразовании обучающихся по техническим специальностям с целью формирования и повышения уровня профессиональных компетенций.
По результатам анализа мы видим, что ни одна из обучающих систем не может в полной мере отвечать всем выдвигаемым к ней требованиям.

Таким образом, наиболее оптимальным решением с точки зрения соотношения цены, качества и достижения поставленных целей, то есть формирования профессиональных компетенций, является комбинирование двух решений: электронных образовательных ресурсов и тренажеров. Соответственно электронные образовательные ресурсы позволят сформировать необходимый уровень знаний, а тренажеры получить и закрепить необходимые практические навыки.

Интересные статьи по теме