03.04.2023

Обзор возможностей современных симуляторов для изучения устройства производственного оборудования и техники

Современные производства оснащены сложным и дорогим оборудованием различного назначения. Чтобы повысить эффективность и качество производства, снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт (ТОиР), сократить количество простоев из-за поломок – необходимо правильно эксплуатировать оборудование, своевременно его обслуживать и ремонтировать.

Для современного производства важен персонал, а точнее, его знания и навыки. Персонал должен понимать, как проходит технологический процесс, как работает оборудование, как устроены основные узлы, где они расположены и для чего предназначены. Но как изучить оборудование, если оно работает в режиме 24/7? Если его можно изучить только во время останова? А для изучения требуется значительное количество времени.

Студентам также важно изучение и понимание устройства машин и современного оборудования. К сожалению, сейчас студенты практически не имеют возможности попасть на производственную площадку для того, чтобы изучить реальное оборудование и узлы.

Частично эти проблемы можно решить приобретением реальных насосов, двигателей, автомобилей, техники и других производственных машин. Но их содержание и обслуживание, как материального актива обучения, требует значительных финансовых вложений, а также специально выделенное место и штат сотрудников, которые будут следить за оборудованием.

Но и в этом случае будет сложно обеспечить возможность изучения оборудования каждым студентом – студентов много, а оборудование представлено в ограниченном количестве.
В этой статье мы хотим рассказать о том, как мы помогаем нашим клиентам решать данную задачу: как обучить студента или сотрудника устройству оборудования любой сложности в безопасных условиях.
Для этого в нашей компании существует линейка интерактивных тренажеров «3D Атлас», которая предназначена для решения конкретно данных задач.
Что представляет из себя тренажер для изучения устройства?
Прежде всего, это интерактивные трехмерные модели, которые мы разрабатываем в соответствии с реальными агрегатами. Для создания высокоточных моделей используются самые различные материалы: чертежи, фотографии, видео, 3D-сканирование и т.д. На основе полученной информации мы воссоздаем трехмерные модели с той степенью детализации, которая необходима для решения поставленных задач.

Например, если речь идет о подготовке слесарей-ремонтников, которые должны знать оборудование «вплоть до болтов», то модели создаются до болтов, в прямом смысле этого слова. В данном случае трехмерная модель является цифровым двойником, с помощью которого можно детально изучить каждый элемент реального оборудования.

А если мы говорим о подготовке технологического персонала, то будут реализованы основные объекты и узлы. Например, сталеварам достаточно знать основное оборудование, расположенное на их участке, знать важные для технологического процесса элементы и узлы данного оборудования. Но им не требуется знать расположение болтов – это уже не их задача.
Таким образом, в зависимости от профессии и цели тренажера, трехмерная модель воссоздается с необходимым уровнем точности и детальности.
Также обучающиеся могут взаимодействовать с трехмерной моделью при помощи интуитивно понятного интерфейса. Помимо стандартного функционала, к которому относится поворот модели, приближение и удаление, обучающийся может выбрать из списка нужный элемент и увидеть, где данный объект расположен относительно других, или наоборот – выбрать элемент на модели и увидеть его описание и название.

Чтобы рассмотреть детали, которые находятся внутри – достаточно скрыть элементы, закрывающие обзор. А если студенту необходимо увидеть, как разные объекты расположены относительно друг друга, мы можем настраивать прозрачность отдельных слоев (т.е. объектов, сгруппированных по определенному признаку, например, относящиеся к различным системам).

В случае, если необходимо найти какую-либо деталь обучающийся может использовать поиск. И при включенном режиме сквозного выделения объекта можно увидеть расположение необходимой детали, даже если она находится внутри.

В зависимости от комплектации тренажера, обучающийся также может посмотреть взрыв-схему объекта:
Или посмотреть анимационные ролики, позволяющие лучше понять принцип работы оборудования:
Таким образом, используя весь указанный выше функционал, детальные трехмерные модели, можно подробно изучить все элементы оборудования, их внешний вид, расположение и назначение.
Для того чтобы проверить уровень знаний по устройству оборудования, реализован отдельный режим – тестирование. В данном режиме тренажер задает обучающемуся вопросы в произвольном порядке по устройству выбранного механизма.
Например:
- Укажите цапфу
- Укажите подшипник
- Укажите стопорное кольцо и т.д.


Обучающийся должен указать на трехмерной модели элемент, который он считает правильным ответом на вопрос. Таким образом, тренажер задает вопросы по всем элементам/деталям, которые были изучены в режиме обучения.

После завершения тестирования пользователю выдается детальный отчет с перечнем вопросов и ответов. Данный отчет наглядно демонстрирует какие ошибки были допущены обучающимся и над чем необходимо поработать в будущем.
Таким образом, обучающиеся могут закрепить полученные знания, понять свои слабые места и поработать над своими ошибками.
Следует отметить, что данный тренажер можно использовать как локально, устанавливая на конкретный персональный компьютер, так и в системе дистанционного обучения, а также на интерактивных столах, мониторах, досках.

Для желающих заглянуть в оборудование, погрузиться полностью в учебный процесс – мы предлагаем использовать технологию виртуальной реальности (3D Атлас VR). Данная технология стирает границы между учеником и оборудованием. Ученик может изучать отдельные узлы, скрывать объекты, знакомиться с внутренним устройством или гулять по виртуальной рабочей производственной площадке в режиме «Виртуальная прогулка».
В режиме «Виртуальная прогулка» оборудование на рабочей площадке представлено в масштабе 1:1. Здесь ученик может ознакомиться с устройством агрегата глазами персонала. Например: подняться на тракт подачи сыпучих материалов, прогуляться рядом со сталеразливочным ковшом, заглянуть под водоохлаждаемый свод и т.д.

Данный режим помогает ускорить процесс адаптации новых сотрудников. Для студентов режим «Виртуальной прогулки» позволяет погрузиться в производственные процессы и побывать на рабочей площадке с реальным оборудованием, не выходя из учебного класса.

Наглядность, простота использования, высокое качество моделей – все это делает тренажеры из серии «3D Атлас VR» уникальным учебным пособием, которое будет интересно и для персонала, и студентов всех возрастов.

Все тренажеры серии «3D Атлас» могут применяться для дистанционного обучения (данные будут передаваться в СДО/LMS), что позволяет контролировать процесс обучения и оперативно анализировать результаты.

Предоставим демонстрационный доступ к любым онлайн-тренажерам.
Напишите нам, какие продукты вам нужны?
Будем рады обратной связи!

Интересные статьи по теме