Особенности обучения взрослых людей

Ни для кого не секрет, что обучение взрослых людей несколько отличается от обучения детей. В чем-то обучение взрослых легче, в чем-то наоборот сложнее. Но эту разницу ни в коем случае нельзя списывать со счетов. Мы не сможем обучить директора сталелитейного завода и ученика 7-го класса Васю Пупкина, используя одну и ту же методику обучения.
Под особенности обучения взрослых был выделен отдельный раздел теории обучения. Его назвали «андрагогикой». Этот раздел может не только объяснить особенности обучения, усвоения знаний и отработки навыков взрослыми людьми, но и то, как руководить педагогу обучающим процессом.
Понятие «андрагогика» как научный термин было предложено в 1833 году Александром Каппом, немецким историком педагогики. Но свою популярность термин получил только после того, как М.Ш. Ноулз написал свой фундаментальный труд «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики».

В настоящий момент андрагогика как наука развивается, появляются новые течения и модели обучения взрослых.

Но в этой статье мы будем говорить о классических принципах и положениях андрагогики.
Фундамент теории обучения взрослых
Существуют определенные фундаментальные принципы андрагогики. К ним относятся:
  • Приоритет самостоятельного обучения
    Взрослые люди предпочитают самостоятельное обучение. Причем имеется в виду не просто возможность что-то изучать самостоятельно, читать книги по теме, а выстраивать полностью ход обучения: время, необходимые для обучения блоки знаний, формулировать цели обучения и так далее.
  • Принцип кооперативной деятельности
    Этот принцип подразумевает совместную деятельность ученика с педагогом или другими учениками. Данная деятельность направлена на анализ плана обучения, реализации происходящего обучения, оценивания знаний и, в дальнейшем, его коррекции для соответствия поставленным целям обучения.
  • Опора на опыт
    Причем имеется в виду любой опыт: это может быть как профессиональный, так и бытовой или социальный опыт взрослого человека. Опыт в данном случае используется как один из источников обучения.
  • Индивидуализация обучения
    Так как скорость жизни увеличивается из года в год все меньше времени и сил остается для постоянного обучения в течение жизни. Теперь большинство людей не хотят получать академические знания, связанные с исключительно теоретическими основами, такими как история, разнообразные теории и так далее. Они хотят получить такие знания, которые будут полезны и значимы для них.

    А так как даже в одной группе обучения встречаются люди с разным уровнем знаний и опытом, будут отличаться запросы, с которыми они пришли на этот курс. То есть для достижения целей обучения – ученик должен сам создавать программу обучения.

    Ведь тогда она будет:
    • ориентирована на конкретные потребности и цели,
    • учитывать опыт и уровень подготовки ученика, его психофизиологические и когнитивные особенности.
  • Системность обучения
    То есть цели, содержание, формы, методы и средства обучения и оценивания результатов обучения должны соответствовать друг другу. В данном случае можно сказать проще: изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой науки и отвечать возрастным особенностям учащихся.
  • Контекстность обучения
    Обучение должно быть важным и полезным для взрослого человека. Оно должно не просто давать какое-то новые знания, но и ориентироваться на совершенствование личности.

    Обучение обязательно строится с учетом профессиональной, социальной и бытовой деятельности ученика и должно учитывать его пространственные, временные, профессиональные и бытовые качества. То есть, где находится человек во время обучения, сколько времени у него есть на обучение, насколько длинный у него рабочий день, удобно ли ему учиться дома, ничего ли не мешает процессу обучения.
  • Принцип актуализации результатов
    Любое знание применяется на практике, причем при обучении взрослых применение нового навыка не должно быть оторвано от обучения.
  • Принцип элективности обучения
    Мы предоставляем свободу выбора учащемуся того, чему он будет учиться, как он будет учиться, что он будет использовать при обучении, какие источники знаний он будет использовать, в какие сроки произойдет обучение, в какое время суток он будет учиться, и как будет происходить оценивание результатов его обучения.
  • Принцип развития образовательных потребностей
    Так как взрослый человек при обучении является не только учеником, но и учителем, то оценивание результатов обучения происходит одномоментно с выявлением реальной степени освоения материала. После этого взрослый человек анализирует каких еще навыков и знаний не хватает для достижения поставленной цели. Нехватка навыков и знаний для достижения цели формирует новую образовательную потребность.
  • Принцип рефлективности
    Во время обучения взрослых и ученик, и педагог внутренне осмысляют свои действия при организации обучения, а также параметры, в которых обучение происходит.
Нужно отметить, что данные принципы не противоречат принципам педагогики. Они их даже частично развивают.

Именно эти принципы является фундаментом теории обучения взрослых. Без них обучение взрослого человека не принесет тех плодов, которые нужны ученику. Но нужно обратить особое внимание на то, что при обучении взрослых обучающийся является не просто тем, кого учат, но и тем, кто учит одновременно. То есть при обучении взрослого человека нельзя просто зачитать ему лекцию, участие учащегося должно непосредственно влиять на процесс обучения. Именно эта особенность отличает обучение взрослых и детей.
Базовые положения теории и практики обучения взрослых
  1. Ценностное проживание. Для позитивной самореализации взрослых в процессе обучения, необходимо создавать ситуации «проживания». То есть нужно смоделировать ситуации, позволяющие осознать специфику ценностей, лежащих в основе деятельности субъектов образования, принять их на личностном уровне и эмоционально пережить в процессе понимания и принятия. То, что не пережито – не принимается на деятельностном уровне. Отсюда – особое значение, придаваемое связи процесса обучения взрослых с их жизненным и производственным опытом.

  2. Применение активных форм обучения. Взрослый держится за свои ценности и профессиональные стереотипы до сих пор, пока не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них. Для решения этой задачи необходимы активные формы обучения, более продуктивна – групповая работа. Ее ценность в том, что есть возможность создать условия для продуктивной деятельности взрослых людей с разным профессиональным опытом, психологическими особенностями и образовательными запросами.

  3. Относительная «завершенность» процесса обучения, оформленность его результатов. Это один из путей сохранения высокой мотивации к обучению. К продуктам образовательной деятельности можно отнести технологии и программы профессиональной деятельности, методики и авторские программы, программы и проекты, самопрезентации. Высокую эффективность показала практика представления рефератов, где проводиться сравнительный анализ взглядов и методологии известных ученых, педагогов, менеджеров, других профессионалов в сочетании с анализом собственного профессионального опыта.

  4. «Погружение». Оно осуществляется тогда, когда учебная деятельность является основной в течение определенного времени. Погружение предполагает расширенные временные рамки деятельности, внутреннее единство идей на всем протяжении учебного процесса, «фокусирование» внимания исключительно на целях деятельности, отключение от привычной внешней среды.

  5. Рефлексивное сопровождение хода и результатов образовательной деятельности. Человек выступает и как объект управления, так и субъект управления, который планирует, организует, анализирует собственные действия. Зачастую, взрослые сталкиваются с трудностями, осуществляя самоанализ профессиональной и образовательной деятельности. Вместо рефлексии собственной деятельности анализируется ситуация; этот процесс сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Причины проблем и неудач в своей деятельности такие учащиеся чаще определяют ссылкой на внешние причины – обстановку в стране, отсутствие остаточного финансирования, плохих руководителей и т.д. В процессе обучения методам рефлексивного сопровождения субъекты образовательного процесса начинают искать внутренние причины неудач.

  6. Согласованность коммуникативных культур. Взрослые люди садятся за парты, имея различные коммуникативные субкультуры, обусловленные их прошлым профессиональным и жизненным опытом. Но только наличие сформированной коммуникативной культуры дает возможность совместной коллективной деятельности в режиме диалога.

  7. Использование модульного принципа организации процесса обучения. Опора на этот принцип дает возможность оперативного создания модели обучения, которые могут быть максимально приближены к запросам конкретных категорий учащихся, либо быстро перенастроены в связи с изменением потребностей взрослых учащихся.
Андрагогика как раздел теории обучения дает серьезные теоретические основы для того, чтобы поставить обучение взрослых «на рельсы» и добиться хороших результатов их обучения.
___________
Маничева Мария, начальник отдела разработки электронных курсов SIKE

Интересные статьи по теме