Тренажерный комплекс
«Управление транспортным процессом
на внутренних водных путях»

Заказчик: ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта"

Цели: Разработать тренажер для приобретения знаний, умений и навыков мониторинга транспортно-технологических операций на внутреннем водном транспорте и отработки управленческих решений в реальных условиях.

Целевая аудитория: студенты
Решение: Нами был разработан тренажерный комплекс, который состоит из 2 разделов: теория и практика. В рамках данного проекта мы разработали тренажерный комплекс, который охватывает:
  1. изучение теории с использованием электронных курсов и 3D-атласов;
  2. полноценный тренажер-симулятор, позволяющий отработать профессиональные навыки.
1 Раздел: изучение теории

3D-атласы:

В рамках теоретической подготовки студенты изучают концептуальное устройство различных судов: баржи, буксира, сухогруза. Все суда реализованы в виде интерактивных трехмерных моделей, которые можно поворачивать, приближать. Студенты могут выбрать любой объект на модели судна и посмотреть назначение, расположение, внешний вид. Кроме того, можно настроить прозрачность отдельных объектов и увидеть, как различные системы располагаются на судне относительно друг друга. В режиме тестирования пользователь проходит опрос по всем объектам, которые реализованы на судне. В результате пользователь получает детальный отчет по результатам.
Электронные курсы:

Также в рамках теоретической подготовки был реализованы электронные курсы, в которых рассмотрены следующие темы:
- управление судном (составом) в стесненных условиях;
- грузовая обработка судна;
- действия в условиях чрезвычайных ситуаций на внутренних водных путях.
В каждом курсе реализовано как промежуточное, так и итоговое тестирование. Особое внимание следует уделить практическим задания, в которых студентам предлагается правильно провести судно мимо другого судна. Исход задания зависит от действий ученика: судно может успешно пройти препятствие, а может потерпеть катастрофу.

Для повышения качества обучения и максимального вовлечения студентов в учебный процесс, были использованы элементы геймификации, герои, красивая графика, запоминающиеся образы. Особое внимание было уделено качеству контента. Поэтому в курсах только полезная и нужная информация, «без воды».

Теоретические материалы (3D-атласы и электронные курсы) можно изучать не только очно, в учебном классе, но и дистанционно, то есть в системе дистанционного обучения университета.
2 Раздел: отработка профессиональных навыков

Для проведения обучения, в условиях максимально приближенных к производственным, была разработана модель управления транспортным процессом на внутренних водных путях на основе реального рабочего места диспетчера.

При обучении используется интерактивная цифровая карта Обь-Иртышского бассейна, с отмеченными на ней портами, пристанями, населенными пунктами, шлюзами и прочими гидротехническими сооружениями.

Карта условно разделена на 3 участка:
1) участок с морскими/озерными условиями плавания;
2) участок с однокамерным шлюзом;
3) участок с движением по магистрали на малой реке.

Все водные пути разделены на 52 линейных участка, которые доступны для диспетчерского контроля. Каждый из участков обладает одним портом или пристанью. Модель наполнена различными объектами:
- интерактивными – различные типы судов;
- информационными – порты, участки реки, шлюз и т.д.
В начале сессии преподаватель размещает флот на карте с помощью редактора судовой обстановки, то есть создает различные сценарии поведения объектов в тренировочном процессе. Далее ученики подключаются к учебному процессу, и каждому назначается свой участок.

С каждого рабочего места ученика предусмотрена возможность ведения переговоров.

Тренировку могут проходить одновременно до 15 учеников, взаимодействуя друг с другом как единая команда. Преподаватель контролирует учебный процесс со своего рабочего места.

Особенностью тренажера является запись всех действий пользователей для проведения качественного анализа выполненных тренировочных заданий.
Помимо разработки тренажёрного комплекса мы оформили новый учебный класс «под ключ»: были подобраны и закуплены компьютеры, установлена видеостена и тематически оформлены стены класса.
Статус проекта: Успешно внедрен в систему обучения