09.03.2021

Роль самообразования в развитии личности

Стремительное развитие техники и технологий определяет необходимость получения знаний способом самостоятельного изучения, нежели получением знаний классическим «университетским» способом. Связано это, во-первых, с тем, что образовательные институты не успевают обновлять методическую базу, во-вторых, с постоянным увеличением информации, вызванным научно-техническим прогрессом и, в-третьих, со всеобщей доступностью этой информации в сети Интернет. Чтобы оставаться конкурентоспособным специалистом в современных условиях, необходимо повышать свою квалификацию с помощью самообразования.
Определение самообразования
Самообразование – это процесс самостоятельного поиска, изучения и усвоения знаний, навыков и умений. Главным аспектом самообразования является то, что инициативу к обучению проявляет сам обучаемый.
Необходимость самообразования
Отличительной чертой современного мира является ускоренное развитие науки, характеризующееся процессом быстрого старения информации. Это приводит к тому, что знания, приобретаемые студентами в стенах ВУЗа, могут оказаться устаревшими к тому времени, когда они приступят к профессиональной деятельности. Следовательно, перед студентами ставится задача уметь и быть готовым осуществлять поиск необходимой информации, ее отбор, восприятие, переработку для решения различных проблем, встающих перед современным специалистом.

Изменившиеся социально-экономические условия и новые требования к специалистам, предъявляемые рынком, вызвали изменения в среде профессионального образования, которые выразились в переходе от практико-ориентированного подхода к компетентностному.

Компетентностный подход характеризуется ориентацией образования на формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию. Данный подход направляет систему образования на повышение качества подготовки в соответствии с потребностями современного общества.

Необходимость формирования у учащихся наряду со знаниями и умениями таких свойств как самостоятельность, коммуникативность, стремление и готовность к саморазвитию, добросовестность, ответственность, творческие способности не вошли в массовую практику потому, что они не были реально востребованы в условиях отсутствия рыночной экономики, нарастающей конкуренции и опережающих темпов технического прогресса.
Следуя трактовке ФГОС ВПО, самообразовательная компетентность – наиболее значимая общекультурная компетенция. Самообразовательная компетентность крайне важна на этапе вступления молодого человека на рынок труда, поэтому должна формироваться у всех студентов, независимо от их будущей профессии.
Ценность самообразования значительно возрастает в рамках концепции непрерывного образования. Ключевой идеей непрерывного образования является потребность постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения, а само непрерывное образование выступает механизмом расширенного духовного производства. Обществу нужны специалисты, аккумулирующие новые качества теории и практики, современную культуру, принципы научного мышления и самообразовательной деятельности; специалисты, способные к самоизменению и самосовершенствованию в течение всей жизни.

Самообразовательную деятельность можно определить как процесс, включающий в себя:
  1. Определение потребности в самосовершенствовании и самоизменении.
  2. Постановка цели и самообразовательных задач.
  3. Разработка действий по решению задач, составление плана работ.
  4. Осуществление самоконтроля за ходом решения учебной задачи.
  5. Проверка достижения цели, самооценка результата.
Самообразовательная система
Для более эффективного достижения самообразовательной цели самообразовательный процесс должен быть унифицирован (формализован) в виде определенной системы самообразовательной деятельности. В век цифровых технологий, целесообразней реализовать такую систему в виде программного продукта, к которому необходимо предъявить ряд определенных требований:

  1. Современность, актуальность материала, частота обновлений. Система должна быть разработана на основе современной и актуальной информации в направлении, в котором происходит обучение. Система должна обновляться в зависимости от появляющихся новшеств в области обучения.
  2. Наличие теоретических и практических задач.
  3. Свободный график изучения.
  4. Увлекательность процесса.
  5. Доступность (цена и кроссплатформенность).
  6. Качество: представление информации в различных типах (текст, изображения, аудио, видео); повторение пройденного; направленность цели (ничего лишнего); структурированность (вся информация по порядку, от простого к сложному, от общего к частному).
  7. Документальное подтверждение результатов обучения (сертификаты, дипломы).
  8. Возможность связи с опытным консультантом.


Подводя итог, нужно сказать о том, что самообразование – необходимая черта для молодого специалиста, только что выпустившегося из образовательного учреждения. Однако, нужно отметить, что для формирования удачного процесса самообучения необходима не только внутренняя постановка цели обучения, но и программный продукт, позволяющий осуществить поставленные цели обучения.

Интересные статьи по теме