11.01.2021

Топ полезных трендов
онлайн-обучения

В 2020 году из-за пандемии многие сферы жизни были вынуждены перейти в онлайн формат. Обучение не стало исключением. Но в России переход обучения в онлайн встретило ряд препятствий. Самым большим препятствием стало отсутствие качественных электронных учебных пособий. Многие преподаватели и методисты в 2020 году впервые столкнулись с созданием и оформлением электронного контента. Но выбора у них, к сожалению, не было! Поэтому 2020 год стал отправной точкой для массового создания электронных курсов, лонгридов и других форматов электронных пособий сразу по всем областям знаний.

В этой статье мы собрали самые полезные тренды онлайн обучения, которые перейдут с нами в 2021 год и помогут вам создавать качественные и интересные электронные материалы.
В этой статье мы собрали самые полезные тренды онлайн обучения, которые перейдут с нами в 2021 год и помогут вам создавать качественные и интересные электронные материалы.
1. Микрообучение (microlearning)
Данный тренд уже не первый год активно внедряется в онлайн обучение. Микрообучение (microlearning) – способ подачи информации малыми блоками (модулями), каждый из которых направлен на раскрытие конкретной темы.

Ключевые принципы микрообучения:
  • Небольшая продолжительность модуля (5-15 минут)
  • Один модуль – одна основная мысль/навык
  • В каждом модуле есть проверка усвоения материала (чаще всего 3-5 тестовых вопроса).

Микрообучение можно применять качестве самостоятельного формата обучения, так и в комбинации с другими форматами.
2. Обучение с развернутой обратной связью
Онлайн-обучение, на которых слушатели получают личные консультации, индивидуальные задания или развернутую обратную связь на выполненное задание, выигрывает во всех отношениях. Качественная обратная связь помогает выявлять слабые моменты, при необходимости корректироваться траекторию обучения и, в конечном счёте, достигать положительного результата.
3. Сильный контент без воды
Пользователи отдают предпочтения учебным материалам с сильным контентом, который содержит:
  • понятные тексты без воды
  • хорошие жизненные примеры
  • картинки и схемы, разъясняющие и дополняющие текст
  • понятные и наглядные таблицы и диаграммы и т.д.
4. Индивидуальные траектории обучения
Индивидуальность во всем, даже, если это касается обучения. Разные слушатели обладают изначально разным объемом знаний по теме, поэтому особую популярность получают онлайн-курсы, где пользователь может выбрать отдельные модули для обучения, тем самым «выстроить» персональную траекторию обучения.

Иногда траектория обучения задаётся не пользователем напрямую, а по результатам входного тестирования.
5. Мультиформатное обучение
Переключение внимания между разными формами подачи информации положительно сказывается на качестве усвоения материала. Для онлайн-обучения отлично подходят такие форматы, как: видеоролики, онлайн-тренажеры, учебные тетради, чек-листы, аудио- сопровождение и другие вспомогательные материалы.
6. Аудио-сопровождение
В современном ритме жизни проще найти время по дороге на учёбу/работу на прослушивание аудиокниги, чем на полноценное чтение книги. Так же и с обучением. Часть контента можно вынести в аудио-формат и дать возможность его слушать в удобное время.

В аудио-формат можно перевести такие материалы: вводная часть, актуальность проблемы, разъяснение примеров, подведение итогов по теме и т.д.
7. Мобильное обучение
По статистике пользователи (ученики) моложе 35 лет с большей охотой уделяют время онлайн-обучению, если есть возможность обучаться с различных устройств: дома с компьютера или по дороге куда-либо с мобильного устройства. Но следует помнить, что обучение с мобильного устройства больше подходит для прокачки soft skills.

Для освоения сложных профессий (например: оператор конвертера, дозировщик шихты и т.д.) корпоративный сектор и крупные образовательные организации выбирают стационарные компьютеры, когда ученик осознанно выделяет время на обучение, погружается в процесс, делает заметки и т.д.
8. Внимание к типографике
Правильно оформленный текст - 80% успеха любого контента. Если текст неудобно читать, всё остальное потеряет смысл. В лучшем случае, читатель будет мучиться, но заставит себя прочитать (при условии, что тема ему жизненно необходима). В худшем случае – закроет и больше никогда к нему не вернётся.

Основные правила типографики:
  • Выбирайте читабельные шрифты
  • Выравнивайте текст по левому краю
  • Правильно подбирайте межстрочное расстояние (интерлиньяж)
  • Следите за сохранением контрастности текста
  • Оформляйте списки одинаково

Подробнее про типографику >>>
9. Применение теории поколений (X, Y, Z)
В начале 90-х американский историк Уильям Штраус и экономист Нил Хоув разработали «теорию поколений». Ученые выдвинули теорию, что люди, рожденные в разное время, отличаются друг от друга. В частности, отличаются особенности восприятия информации и усвоения учебного материала. В настоящее время социально активными являются 3 поколения: поколение «Х» (1964-1984 г.р.), поколение «Y» (1985-2003 г.р.), поколение «Z» (2004 - 2023 г.р.)

Поколение «Х» (1964-1984 г.р.)
Представители данного поколения легко обучаемы, обладают достаточными компетенциями и опытом. Их недостаток: около 80% представителей испытывают трудности при работе с новыми технологиями.

Предпочитаемая форма обучения – очная. Если говорить об электронном обучении, то они предпочтут классические электронные пособия.

Поколение «Y» (1985-2003 г.р.)
Они легко обучаются, хорошо владеют компьютером, умеют аргументированно отвечать и привыкли к самостоятельному поиску информации. У них нет шаблонного подхода к получению знаний, с ними можно применять различные подходы обучения: онлайн-курсы в формате «квест», вебинары, компьютерные тренажеры-симуляторы и многое другое.

Поколение «Y» предпочтёт очным формам подготовки дистанционные.

Поколение «Z» (2004 - 2023 г.р.)
Это представители современного цифрового мира, активно используют интернет и гаджеты. Они привыкли, что информация доступна в один клик. Быстро переключают внимание и плохо концентрируются, но хорошо усваивают информацию.

При обучении представителей поколения «Z» следует:
  • Давать возможность обучаться по свободному графику.
  • Использовать микрообучение.
  • Включать в обучение игровые методики.
10. Сторителлинг
Тренд идущий с нами уже последние 5 лет в 2020 году получил новую черту – максимальное приближение к реальной жизни. Но обо всём по порядку. Сторителлинг (от англ. «story» и «telling» - рассказывание историй) – приём, помогающий донести новый материал до слушателя через интересный рассказ.

Сторителлинг активно применяется при обучении, так как живая история, вызывающая эмоции, запомнится лучше, чем сухая теория.
Ключевая идея рассказа должна быть понятна аудитории и раскрыта в результате повествования.

Основные принципы сторителлинга:
  • Единая сюжетная линия.
  • Главный герой.
  • Проблемы героя должны быть максимально приближены к жизни. Старайтесь избегать выдуманных тем, например: строительство колонии на Марсе или бурундучков-менеджеров. Такие истории не вызывают доверия и блокируют эмоциональное восприятие истории слушателем (учеником).
  • История должна вызывать эмоции у слушателя.
11. Геймификация
Геймификация – использование в образовательных целях игровых подходов, которые широко распространены в компьютерных играх: прохождение уровней, прокачка навыков, выполнение заданий, общий рейтинг, получение наград за достижения (кто быстрее, кто качественнее и т.д.).

В данном контексте задача геймификации – вовлечь в процесс обучения.

Но не следует применять геймификацию ради геймификации. Простые рейтинги, очки опыта, которые ничего не дают ученику и никак не влияют на оценку или получение сертификата, не будут правильно работать и не будут справляться со своей задачей.

Интересные статьи по теме