02.06.2021

Тренажеры-имитаторы
сталеплавильного цикла:
мнение профессора НИТУ «МИСиС»

Выксунский филиал НИТУ «МИСиС» приобрел серию тренажеров-имитаторов для подготовки студентов по металлургическим специальностям: «Сталевар дуговой сталеплавильной печи», «Сталевар агрегата печь-ковш», «Разливщик стали на слябовой МНЛЗ», «Прокатчик металла в черновой группе клетей широкополосного стана», «Прокатчик металла в чистовой группе клетей широкополосного стана».
В интервью с SIKE профессор кафедры электрометаллургии НИТУ «МИСиС» делится своим впечатлением от тренажеров ─ симуляторов сталеплавильного цикла.
  • Сафонов Владимир Михайлович
    профессор кафедры электрометаллургии, доктор технических наук
    Выксунский филиал НИТУ «МИСиС»
SIKE: Ваш техникум приобрел у нашей компании тренажеры SIKE «Сталевар ДСП», удалось ли вам встроить их в учебный процесс?

Владимир Михайлович: ─ Получилось, работаем. Студенты хорошо все воспринимают. Если сравнивать с другими тренажерами, то это небо и земля, мы очень довольны.
SIKE: Как вы используете тренажер, на практических занятиях, лабораторных работах?

Владимир Михайлович: ─ У нас для одних групп была лабораторная работа по курсу металлургические технологии. А по курсу «Оборудование металлургических цехов» практическое занятие, чтобы студенты почувствовали органы управления, движение механизмов. Я считаю, что очень наглядные тренажеры.
SIKE: Удается ли студентам пройти тренажер до конца, возникают ли какие-то трудности, помогаете ли вы им?

Владимир Михайлович: ─ Нет, они все сами. Сейчас они работают в тренажерах в режиме подсказок*.

Понятно, что по оборудованию будут еще другие курсы, где студенты более детально его изучат. А в тренажере студенты изучают работу оборудования в рамках технологического цикла.
*Примечание: имеется ввиду режим «Обучение» в тренажере, студент выполняет виртуальный технологический процесс по сценарию, в котором для каждого задания доступно полное описание по его выполнению: на какую кнопку нажать, какие данные ввести
SIKE: Это, наверное, удобно, учитывая, что студенты только начинают изучение предмета?

Владимир Михайлович: ─ Конечно, этот тренажер с подсказками очень удобен, и инструкции к тренажеру* написаны понятным языком – никаких вопросов не вызывают.
*Примечание: в каждом тренажере-имитаторе есть лабораторная работа, в которой кратко описаны этапы технологического процесса и приведен пример, как нужно выполнять задания сценария, чтобы получить продукцию заданного качества.
SIKE: Достаточно ли вам тех тренажеров, которые вы закупили?

Владимир Михайлович: ─ Вы знаете, у нас небольшие группы, до 12 человек. Мы закупили по 2 лицензии для тренажеров по выплавке, доводке и разливке стали. Пока мы считаем, что нам достаточно. Даже если приходят все 12 студентов, то кто-то изучает, кто-то работает, а кто-то советует.
SIKE: Проводите ли вы демонстрационные экзамены?

Владимир Михайлович: ─ Мне пришла мысль, что Магнитогорск мог бы организовать всероссийский чемпионат с использованием тренажеров для сталеваров. Если заведующий кафедрой металлургии бросит такой призыв, то другие ВУЗы бы тоже подключились. Но здесь вопрос в том, что я конечно не уверен на 100%, но нет критериев оценки, как у world skills: если бы в конце были какие-то критерии, например, расход электроэнергии, продолжительность плавки. Было бы также хорошо, если бы в паспорте фиксировался выброс CO2.
SIKE: В нашем тренажере как раз есть такие данные, они выводятся по результатам тестирования в паспорте плавки, после завершения виртуального технологического процесса. Поэтому с помощью тренажера очень удобно проводить и конкурсы, и олимпиады.

Владимир Михайлович: ─ Тогда это вообще отлично! Мы пока еще не дошли до режима тестирования, работаем только с подсказками.
SIKE: Используете ли вы тренажеры на дне открытых дверей?

Владимир Михайлович: ─ Да, конечно, приходят из колледжей, школ и мы им показываем тренажеры.
SIKE: Вы бы советовали другим учебным организациям внедрять подобные тренажеры?

Владимир Михайлович: ─ Конечно, да. Когда мы закупали ваши тренажеры, я не ожидал такого уровня, уровень тренажеров достаточно высокий, по сравнению с тренажерами, которыми мы пользовались раньше – это небо и земля. Здесь можно и конструкцию агрегата изучить, ну и, естественно, технологию. Процессы, которые смоделированы в тренажере подчиняются общим правилам термодинамики, в отличии от других испытанных мной тренажеров, где иногда очень сложно разобраться.

Интересные статьи по теме