Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса - VR-тренажеры
по техническому обслуживанию и ремонту электромобиля и тепловоза

Заказчик: ГАПОУ ТО "Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса"

Проблема: Отсутствие возможности обучения несовершеннолетних студентов и школьников на реальном оборудовании: электромобили, тепловозы.

  • Электромобиль: требуется дорогостоящее оборудование, для обучения студентов нужна минимум 3-ая группа по электробезопасности, и достижение ими совершеннолетия.
  • Тепловоз: в связи с масштабом оборудования и отсутствия регулярных ремонтов тепловозов нет возможности организовать разбор реального тепловоза в учебных целях.

Цель: Разработать VR-тренажеры для обучения студентов техническому обслуживанию и ремонту электромобиля и тепловоза, что позволит им выполнять аналогичные операции на реальном оборудовании в реальных условиях.

Целевая аудитория:
  • Студенты
  • Школьники, которые осваивают свою первую рабочую професси
Решение: SIKE были разработаны VR-тренажеры:
  1. VR-тренажер «Ремонт электромобиля»
  2. VR-тренажер «Ремонт тепловоза 2ТЭ116»
VR-тренажер «Ремонт электромобиля»

Тренажер позволяет сформировать навыки безопасного, правильного и быстрого выполнения операций по ремонту и обслуживанию электромобиля.

Тренажер выдержан в игровом формате, что позволяет добиться цели обучения: если ученик пройдет виртуальный сценарий, например, по замене элементов АКБ, то обязательно выполнит аналогичную операцию и на реальным электромобиле.
Механика обучения:
Ученик надевает VR-шлем, оказывается в виртуальном цехе с трехмерной высокодетализированной моделью электромобиля, при помощи беспроводных контроллеров выделяет отдельные узлы электромобиля, скрывает элементы, берёт в руки инструменты, собирает и разбирает электромобиль и т.д.

Сценарии обучения:
Для отработки основных операций с электромобилем в тренажере реализованы сценарии:
1. Снятие крышки блока АКБ
2. Замена элементов АКБ
3. Включение и выключение электропитания электромобиля
Принцип обучения в тренажере:
До выбора сценария обучения, ученику доступна модель электрического автомобиля, установленного на подъемник. Если направить виртуальный луч (контроллером) на элемент электромобиля, появится его название. Таким образом ученик в свободной форме может изучить конструкцию электромобиля.

Дальнейшее обучение основано на прохождении сценария.
1. Ученик проходит сценарий сначала в режиме "Обучение": ученику доступен текст заданий, описание заданий и дополнительная информация по заданиям.
2. Ученик закрепляет полученные знания по сценарию в режиме "Контроль": ученику доступен только текст заданий (без описаний по выполнению заданий и дополнительной информации).
3. Ученик закрепляет знания, полученные в тренажере в режиме "Итоговый контроль": в данном режиме загружается случайный сценарий. При прохождении сценария доступен только текст заданий.

Для выполнения виртуального ремонта и ТОиР электромобиля ученик должен использовать инструменты (выбирать необходимый из доступных в виртуальном ящике инструментов) и СИЗы (выбирает из доступных в виртуальном шкафе).



Время разработки: 3 месяца

Статус проекта: Успешно внедрен в обучающий процесс.
VR-тренажер «Ремонт тепловоза»

Тренажер разработан по аналогии с предыдущим тренажером и позволяет сформировать навыки безопасного, правильного и быстрого выполнения операций по ремонту и обслуживанию тепловоза.

Сценарии обучения:
Для отработки основных операций с тепловозом в тренажере реализованы сценарии:
1. Ремонт буксового узла
2. Ремонт и испытание форсунки
3. Ремонт моторно-осевых подшипников
4. Ремонт топливного насосы высокого давления
5. Ремонт и испытание клапанной коробки
Время разработки: 3 месяца

Статус проекта: Успешно внедрен в обучающий процесс.

Нам очень понравилось, что компания предлагает совместную работу, где максимально учитываются запросы образовательной организации.

У меня только положительные отзывы. Мне очень понравилось с вами работать, молодые, креативные, идущие на диалог ребята, которые поняли, что нам нужно. Мы встречались и в очном и заочном формате, постоянно были на связи. Я считаю, что это достойная компания. Юлия Александровна Чудинова, замечательный директор, которая проявляет интерес к задаче и сама профи в этом. Моя оценка – отлично!
Турбина Елена Дмитриевна
Руководитель учебно-методического отдела,
Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса, сентябрь 2021 г.