09.04.2021

Исследования: особенности образовательного процесса в контексте обучения рабочим профессиям

Для того, чтобы выявить особенности профессионального образования в контексте обучения рабочим профессиям определим значение понятия «рабочие профессии». В рамках исследования будем придерживаться трактовки понятия, предложенного Н.Е. Скриповой:
Н.Е. Скрипова
Заведующий кафедрой начального образования, д.п.н., Заслуженный учитель РФ
Рабочие профессии представляют собой особый вид трудовой активности человека, посредством которой осуществляется сочетание и комбинирование трудовых операций, характеризующихся сохранением значительной доли физических усилий, включенностью в производительный процесс, а также обладающих доминантами наемного труда и высокой меры подчиненности субъектов их осуществления организаторам производства.
На сегодняшний день прослеживается тенденция внедрения автоматизированного и компьютеризированного оборудования, новых информационных и цифровых технологий в деятельность отечественных промышленных предприятий, что влечет повышение требований к профессиональным знаниям, умениям, навыкам и личностным качествам представителей рабочих профессий. Помимо специальных практических знаний, необходимых для выполнения определенных рабочих операций, специалисты, прошедшие обучение по рабочим профессиям, должны обладать надпрофессиональными компетенциями, которые составляют определенные социально-профессиональные качества.
Производство в условиях рыночной экономики более остро нуждается в квалифицированных рабочих. Сегодня социум переживает острый дефицит в специалистах многих рабочих профессий.
Очевидно, что обеспечить высокую профессиональную компетентность специалиста можно в условиях современной системы комплексной подготовки, обеспечивающей тесную взаимосвязь разностороннего теоретического обучения и наглядного изучения устройства и строения промышленного оборудования.

Перечисленные аспекты определяют особенности профессионального образования в контексте обучения рабочим профессиям.

Особенность современных рабочих профессий и специальностей состоит в том, что деятельность специалиста предполагает не столько взаимодействие с людьми, сколько с роботизированной и компьютерной техникой. Данная проблема требует от работника, помимо профессиональных знаний, умений и навыков следующего: знать программное обеспечение, системные подходы, использовать различные методы и средства для контактирования с техникой на программном уровне. Система наставничества в обучении, зародившаяся в советское время и актуальная до недавних пор, цель которой решать задачи содействия, сотрудничества и передачи опыта от более старшего поколения к младшему, на сегодняшний день нуждается в корректировке.
Краснокаменский горно-промышленный техникум: обучение студентов по профессии
"Обогатитель полезных ископаемых" с использованием электронного курса SIKE "Обогащение полезных ископаемых"
Для успешного выполнения функций личностно-ориентированного и деятельностного подходов в педагогике по развитию интереса к профессии в первую очередь требуется:

  • достаточный уровень общей культуры молодого специалиста;
  • постоянное самосовершенствование, знание новейших достижений в области технологий в рамках осваиваемой профессии или специальности;
  • знание конструктивных особенностей техники, умение осуществлять ее техническое обслуживание и ремонт;
  • знание основ психологии и методики производственного обучения на производстве.
Проблема подготовки квалифицированных рабочих актуальна из-за недостаточной организации научного труда, развития интереса к профессии, усиления трудовой и учебной мотивации студентов технических специальностей, формирования общих и профессиональных компетенций, недостаточностью проработанности ФГОС третьего поколения.

Следует отметить, что влияние деятельностного и личностно-ориентированного подходов в педагогике могут существенно отличаться друг от друга.

Так, деятельностный подход в развитии интереса к профессии среди студентов колледжа преследует цель не обоснования деятельности как таковой, а прежде всего, активизацию деятельности в субъективном плане, направленной на овладение общими и профессиональными компетенциями студента.
Деятельностный подход в образовании позволяет систематизировать, преобразовывать и оценивать прежде всего те виды деятельности обучающегося, которые способны удовлетворить его потребности в саморазвитии, самореализации, в частности, в развитии и закреплении интереса в осваиваемой профессии.
Основная идея личностно-ориентированного подхода заключается в гуманизации учебно-воспитательного процесса, утверждении принципов справедливости и уважения, максимального раскрытия творческого потенциала обучающегося, его развития и закрепления.
Наряду с личностно-ориентированным подходом является актуальным и компетентностный подход в образовании.
Компетентностный подход в образовании предполагает прежде всего выбор современных, адекватных методов обучения, постановку и достижение обоснованных целей.
Проведение конкурсов профессионального мастерства, демонстрационных экзаменов по профессиям «ТОП 50» и компетенциям World Skills Russia привело к значительному повышению уровня профессионального содержания выпускников колледжей, повысило уровень профессионализма самих преподавателей, участвующих в соревнованиях в роли экспертов.

В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) преподаватели столкнулись с рядом сложностей. Дело в том, что характеристики профессиональной деятельности будущих специалистов основываются на понятии компетенций, формирование которых становится целью профессионального обучения, то есть студент-выпускник после обучения должен обладать не только профессиональными знаниями и умениями, но еще и сформированными компетенциями.

Важным документом в процессе определения проблем и направлений развития профессионального образования является документ, разработанный Федеральным институтом развития образования – «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года». В документе прописаны ключевые задачи, способствующие развитию профессионального образования. В документе выделено основное условие успешности развития системы проф.образования: обязательная переработка структуры и содержания профессионального образования на основе современных запросов рынка труда и модернизации управления профессиональным образованием.

Новая система обучения специалистов уделяет особое внимание увеличению доли практико-ориентированного образования, с целью повышения эффективности подготовки специалиста, который готов выполнять поставленные перед ним производственные задачи.

Приоритетными становятся задачи формирования гармонично развитой личности, развития познавательной активности и самостоятельности обучаемых, формирования у них высоких деловых качеств и профессиональных качеств.

Отметим, что при обучении специалистов по рабочим профессиям особое внимание должно отводиться практическому освоению учебного материала и отработке навыков, соответствующих предстоящей работе.

Именно практические навыки позволяют выпускникам средне-профессиональных образовательных организаций соответствовать требованиям современного рынка труда и открывают перед ними большие возможности для трудоустройства. В свою очередь, работодатели готовы принимать на работу выпускников техникумов и колледжей, поскольку молодые специалисты, досконально владеющие навыками рабочей профессии, не нуждаются в дополнительном обучении и адаптационном периоде, что сокращает ресурсные затраты работодателя на обучение и повышение квалификации персонала.
Изменения в характере и содержании труда будущих рабочих затрагивают следующие аспекты:

  • повышение интеллектуализации проф.деятельности;
  • профессиональное разделение труда;
  • интеграция рабочих профессий;
  • усложнение трудовых и профессиональных функций;
  • развитие автоматизированного и механизированного труда.

Таким образом, социально-экономические условия, научно-технический прогресс способствуют активному изменению характера трудовых функция. Данные изменения важно учитывать при организации производственной подготовки сотрудников.

Современному производству требуются высококвалифицированные рабочие кадры, которые будут готовые принимать изменения и удовлетворять высокие требования производства. За последние 50 лет число рабочих механизированного труда увеличилось в 20 раз, рабочих с функциями интеллектуального и автоматизированного труда – в 30 раз. В этих условиях проблема эффективной подготовки рабочих высокой квалификации стала актуальна как никогда.
Рабочий высокой квалификации – это рабочий, творчески относящийся к своей профессии, обладающий профессиональными компетенциями и нравственной готовностью к выполнению сложных видов работ, к высокопроизводительному труду в условиях современного производства.
Для решения поставленных задач требуется:

1. Разработка научных основ формирования содержания обучения будущих рабочих. В идеале содержание обучения должно формироваться с учетом целей профессионального образования, уровня развития науки, техники, культуры, необходимым для подготовки рабочих высокой квалификации, а также особенностей самого будущего рабочего, его уровня знаний и навыков. Содержание обучения регламентируется учебными планами и программами.

2. Совершенствование методов, форм и средств обучения. Для подготовки рабочих кадров высокой квалификации необходимо разрабатывать и постоянно актуализировать самые эффективные методы, формы и средства обучения, которые позволили бы повысить качество учебного процесса.
Рост востребованности среднего профессионального образования является общемировой тенденцией.
На современном этапе образовательной деятельности, по нашему мнению, колледж – это инновационное учебное заведение, обеспечивающее соответствующий современным требованиям уровень подготовки кадров, обладающее широкими возможностями становления непрерывного образования, создающее необходимые условия для применения передовых педагогических технологий.
Одной из основных тенденций модернизации образовательного процесса в колледже является его информатизация, когда традиционные методы обучения отходят на второй план, а наибольшее внимание уделяется применению современных образовательных технологий.

Проведение уроков производственного обучения с применением информационных технологий имеет ряд достоинств: повышение эффективности учебного процесса за счет реализованных механизмов увеличения вовлеченности обучающихся, их мотивации обучающихся к получению профессии.
Информационные технологии позволяют приблизить образовательный процесс колледжа к реальным производственным условиям, для этого используются разнообразные тренажеры, имитаторы, трехмерные модели и т.д., это в свою очередь помогает студентам осознать необходимость использования полученных знаний и умений для будущей деятельности, что способствует расширению логического и технологического мышления.
В связи с информатизацией образования в учебных заведениях готовятся специальные кабинеты для проведения занятий по учебным дисциплинам с использованием информационных технологий, компьютерных обучающих систем, электронных курсов, тренажеров-симуляторов и т.д.
Муравленковский многопрофильный колледж: класс для проведения занятий по учебным дисциплинам с использованием информационных технологий - Подготовка слесарей-ремонтников с применением электронного курса и тренажера SIKE
Отметим, что задачи учебного процесса независимо от применяемой технологии обучения не сводятся лишь к формированию знаний, умений и навыков. Процесс обучения призван выполнять три функции: образовательную, воспитательную и развивающую, грани между которыми относительны, некоторые аспекты взаимно пересекаются. Полагаем, что электронное обучение в колледже благодаря своим уникальным возможностям сможет обеспечить реализацию значительной интенсификации образовательного процесса, формирование профессиональных знаний и умений, а также развитие личностных характеристик обучаемых.

Таким образом, одним из наиболее существенных инновационных подходов к решению проблемы средств активизации обучения студентов по рабочим профессиям сегодня является использование в учебном процессе современных компьютерных технологий.

Применение информационных технологий при обучении рабочим профессиям позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы проф.подготовки.

Интересные статьи по теме