ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, 30.07.2019

Опыт применения
3D Атласов и курсов в обучении по специальности
«Металлургия черных металлов»:
Липецкий государственный технический университет

Обучающие системы SIKE ЛГТУ применяет уже несколько лет.
Насколько эффективны и полезны 3D Атласы, электронные курсы
для изучения металлургических агрегатов, дефектов слябов и прокатного металла
мы узнали у преподавателя ЛГТУ Шипельникова Алексей Александровича.
Шипельников Алексей Александрович
преподаватель
ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет»
─ В Вашем университете установлен комплект обучающих систем: «Дефекты проката на АНГЦ», «Дефекты металлозаготовок на МНЛЗ», серия 3D атласов по металлургии «Доменная печь», «Конвертер»,
«Печь-ковш», «Сортовая МНЛЗ», «Слябовая МНЛЗ».
Как Вы их используете?


Алексей Александрович: Они установлены на нескольких рабочих местах, в основном используется для обучения студентов в группах дополнительного профессионального обучения на НЛМК. Это весенний семестр 3-го курса и осенний семестр 4 курса. Сначала студенты изучают оборудование, его основные элементы, а потом проходят тестирование. На это уходит, как правило, два занятия.

SIKE 3D Атлас "Кислородный конвертер"
SIKE 3D Атлас "Кислородный конвертер"
SIKE 3D Атлас "Кислородный конвертер"
Как Вы оцениваете эти программы? Что изменилось с их появлением?

Алексей Александрович: Эти программы великолепно сделаны. Для занятия мы готовим лекционный материал в форме презентации, потом студент самостоятельно на ПК просматривает курс, проходит тестирование по презентации. Тренажер используем для углубленного изучения тем «Выплавка стали в конвертере» и «Разливка стали на МНЛЗ».

Понятно. А какое впечатление у студентов о тренажерах?
Легко им дается освоение программы?
Есть какие-то затруднения с интерфейсом или с управлением?


Алексей Александрович: Нет, за последние два года затруднений не было.
Единственное затруднение – это концентрация собственного внимания.

С вашей точки зрения, что можно доработать в 3D атласах, в курсах?

Алексей Александрович: Я бы назвал это не доработкой, а адаптацией. Можно адаптировать под условия КЦ 1 и КЦ 2 НЛМК, но вы уже и так это сделали в своих технологических тренажерах для сталеваров НЛМК, поэтому тут даже желать-то особо и нечего, наверно, этого достаточно, тем более для курсов бакалавров, для начальных ступеней подготовки по специальности. Ещё хотелось бы со временем увидеть симуляцию пульта управления газовщика доменной печи.

Как Вы считаете, лучше иметь универсальный тренажер или адаптированный к требованиям конкретного производства?

Алексей Александрович: Можно ответить вопросом на вопрос.
А как вы считаете, лучше готовить специалиста широкого профиля или специалиста для конкретного цеха?
Вот и мы не можем сейчас дать однозначный ответ. Не может дать его НЛМК, ОРП.
Со временем мы найдем на него ответ. Тем более что вступление в силу нового образовательного стандарта затронет нашу специальность – 22.04.02 «Металлургия черных металлов». Мы должны будем следовать новой модели образования. Компетентностный подход к обучению определит, что студент должен знать, уметь, владеть. Но мне кажется, что делать упор на подготовку узкого специалиста, например, для цеха КЦ 1 или КЦ 2, нецелесообразно.

У меня возник этот вопрос, потому что у нас не всегда готовые решения покупают. Иногда заказывают пульты, адаптированные для конкретного производства. Но целесообразно ли их приобретение?
Ведь выпускник может не пойти работать на данное производство.


Алексей Александрович: Совершенно верно. Нет жесткого закрепления выпускников за конкретным предприятием, это один момент. И второй момент – а кто у вас заказывает? У вас заказывают представители конкретного производства, которым тренажеры нужны для углубления, закрепления знаний уже работающих.

SIKE 3D Атлас "Слябовая МНЛЗ"
SIKE 3D Атлас "Слябовая МНЛЗ"
SIKE 3D Атлас "Слябовая МНЛЗ"
Нет, я, кстати, Вам сейчас в качестве примера привожу колледжи, которые покупают тренажеры именно себе…

Алексей Александрович: А у этих колледжей, значит, могут быть традиционные связи с базовыми предприятиями и, конечно, программы, ориентированные на их требования.

Часто их финансирует какое-то предприятие.
Мы, делая тренажер, учитываем специфику базового промышленного предприятия и колледжа. Получается своеобразный микс.


Алексей Александрович: Скажите, а у вас есть планы по созданию 4D тренажеров для наших, так сказать, основных операций? Студент надевал бы виртуальные очки и выходил в виртуальное пространство. Там мог бы взять виртуальный планшет, посмотреть технологическую инструкцию, например, попробовать замерить температуру стали в промежуточном ковше, взять из него пробу и так далее.

Алексей, у нас есть тренажеры с применением виртуальной реальности, но они касаются в основном ремонта оборудования.

Алексей Александрович: Да, я их видел.

Сотрудники колледжей и техникумов часто рассказывают, как они эффективно используют тренажеры, атласы для профориентации школьников. У вас есть какая-то подобная практика?

Алексей Александрович: Ну, лично у меня нет, этим вопросом занимается другой ведущий доцент по кафедре, Карпов Антон Владимирович. Но, мне кажется, применять тренажеры во время профориентационных мероприятий не совсем правильно: уровень у абитуриентов для этого низкий.
Прежде чем посадить наших студентов за тренажер, мы читаем курс теории, показываем фотографии, даем описания основных элементов оборудования, чтобы человек представлял, как выглядит футеровка, промежуточный ковш, как вычисляются возвратно-поступательные движения кристаллизатора МНЛЗ и др.
И только после изучения презентации и сдачи теста по ней мы сажаем студентов за тренажеры.
Тогда эффект есть.

Алексей, в ЛГТУ рабочие могут повысить квалификацию?

Алексей Александрович: Пока нет, но мы работаем над этим. Чтобы расширить свой центр, нужны не только наши, но и ваши тренажеры. Мы сейчас ищем источники финансирования, и, я думаю, мы их найдем.

Вы бы советовали другим учебным организациям приобретать тренажеры и почему?

Алексей Александрович: Да, советовал бы. Во-первых, они сокращают время подготовки бакалавров.
Во-вторых, процесс обучения становится более наглядным, более информативным. Давно уже доказано, что уровень усвоения студентом знаний и уровень получения первичных навыков при использовании тренажера в процессе обучения значительно выше, чем после посещения лекционных занятий или выполнения каких-то расчетных заданий. Это уже доказано педагогической практикой.

Использование тренажера на занятиях вызывает у студентов интерес к процессу обучения?

Алексей Александрович: Разумеется, но появление азарта в глазах студентов зависит и от их личной заинтересованности, и от способности преподавателя использовать прогрессивные методики.

Вы были одним из инициаторов покупки атласов?
Когда начинали задумываться об их приобретении, у Вас были какие-то опасения, касающиеся, например, их качества?
Алексей Александрович: Были опасения, касающиеся моей собственной квалификации: смогу ли я их правильно применить. Опасений за качество не было.

Спасибо, Алексей, за такую интересную беседу.
Ваше мнение очень нужно нам для дальнейшей работы.

Алексей Александрович: ─ Не за что, я думаю, будем сотрудничать и в будущем, в ближайшем. Спасибо.

интервью провела Чудинова Юлия
начальник отдела обучающих систем SIKE
Интересные статьи по теме
Error get alias