УЧЕБНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ, 16.04.2019

Опыт применения учебных тренажеров:
Кулебакский металлургический колледж

Представители кулебакского металлургического колледжа делятся опытом
использования тренажера «Сталевар агрегата печь-ковш» в учебном процессе.
Попова Элеонора Валентиновна
директор
ГБПОУ «Кулебакский металлургический колледж»
Чечулова Алла Владимировна
заместитель директора по учебной работе
ГБПОУ «Кулебакский металлургический колледж»

Итак, у колледжа есть тренажер «Сталевар агрегата печь-ковш».
Почему у вас возникла мысль его купить?
Кто был инициатором?


Элеонора Валентиновна: Инициатором стал преподаватель металлургических дисциплин
Шилов Сергей Юрьевич, заводской практик. Он сказал: «Почему бы нам не подключить к образовательному процессу тренажеры?». И начались поиски подходящего тренажера. Мы планировали закупку двух тренажеров по металлургии, но из бюджета была выделена сумма только для покупки одного тренажера. Было принято решение сделать для него обучающую программу и найти понимание у социального партнера (инвестора). Тогда и родился проект по развитию металлургического профиля в обучении.

тренажер «Сталевар агрегата печь-ковш»
тренажер «Сталевар агрегата печь-ковш»
Какие были цели, задачи?

Элеонора Валентиновна: ─ Изначально у нас стояла задача повысить качество подготовки выпускников, обрести возможность приблизить обучающие занятия к практике, к реальным условиям производства.
Надо отметить, что в последние два года активно идет переход на практико-ориентированное обучение.
У нас проект перехода прошел замечательно. Сейчас мы уже перевели две группы на дуальное обучение.
(Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. – прим. SIKE.)
Позже мы стали разбираться и увидели, что в перечне профессий и специальностей нет основополагающих специальностей металлургического профиля. Есть повара, парикмахеры, дизайнеры, кто угодно.
Я говорю о базовом перечне ТОП-50 профессий. Узнали, что возможно внести изменения в перечень профессий и специальностей по металлургии. Вскоре Москва опубликует новый перечень профессий и специальностей, который мы с нетерпением ждем. Параллельно ведем работы в направлении внесения металлургических специальностей в перечень, благодаря которому они смогут войти в направление для проведения чемпионатов WorldSkills. Теперь у нас новая цель – создание площадки с тренажерами, куда можно будет пригласить представителей металлургического профиля и помериться силами.
Как оценивают преподаватели тренажер?

Элеонора Валентиновна: ─ Отзывы преподавателей и учащихся о тренажере только положительные. Вся наша группа «заражена» идеей создания площадки с тренажерами.
Мало того, мы стали продвигать ее и в Русполимете. Мы хотим, чтобы руководство, принимая новых сотрудников, могло присылать их к нам в колледж на обучение для отработки компетенций на тренажерах. Такая практика сотрудничества с Русполиметом у нас была ранее только по станочным, пожарным, бухгалтерским, компьютерным направлениям.

Как вы используете учебный тренажер?

Алла Владимировна: ─ Мы проводим исследовательскую деятельность.
Я как специалист, который пришел с завода, являюсь инициатором проведения исследовательской деятельности у студентов. Одна из таких исследовательских работ — контроль повышения MgO и его влияние на прогар футеровки. С помощью учебного тренажера мы проводили мониторинг, насколько повысится содержание магния, который переходит из футеровки в металл.
Тему выбрали, потому что часто у студентов при обучении на тренажере возникала аварийная ситуация «Прогар футеровки», а с чем это было связано, студенты не знали.
Стали обращать внимание и увидели закономерность в росте магния.

Хорошо, когда студенты понимают причинно-следственные связи.
Этому помогает тренажер, ведь в нем процесс обработки стали приближен к реальным условиям с учетом возможного возникновения аварийных ситуаций.
тренажер «Сталевар агрегата печь-ковш»
тренажер «Сталевар агрегата печь-ковш»


Что стало лучше, удобнее, а может, и неудобнее при появлении тренажера?

Элеонора Валентиновна: ─ Появилась мотивация, ребятам-студентам это интересно.
Наш преподаватель, фанат своего дела, говорит:
«Хорошо было бы нам заполучить весь цикл тренажеров по металлургии».

Алла Владимировна: ─ Тренажер приближен к реальным условиям, хорошо имитирует процесс доводки стали на АПК. Когда студенты идут на практику, на реальное производство, они уже знают процесс —
«Да, мы же это уже все делали и видели в тренажере».
Тренажер позволяет не только дать теорию, не просто показать картинку. Здесь студент полностью включен в работу, активизируется его умственная деятельность. Он уже должен продумывать, как ему поступить в той или иной ситуации.

Единственное пожелание — хотелось бы расширить спектр выплавляемых в учебном тренажере марок стали, а также легирующих материалов.

Создалось ли ощущение у работодателя,
что студенты приходят на практику более подготовленными
к реальным условиям?


Алла Владимировна: ─ Да, работодатель доволен тем, что мы внедрили дуальное обучение.
Студенты приходят и намного лучше ориентируются в реальных условиях.

Какое впечатление от тренажера у студентов,
появился ли у них блеск в глазах?


Алла Владимировна: ─ Студентам понравилось уже тогда, когда они только попробовали тестовую версию тренажера. А когда мы приобрели и запустили в процесс обучения полную версию тренажера, сначала был хаос. Студентом приходилось самим думать, что делать, какие кнопки нажимать, а в это время технологический процесс идет. Потом они освоились, поняли, как действовать, поняли, что нужно прикладывать те знания, которые они получили в теории.

Как вы считаете, лучше иметь какой-то универсальный тренажер,
например, «Обработка стали в печи-ковше» или тренажер,
адаптированный под требования конкретного производства?


Алла Владимировна: ─ Я считаю, что оба варианта должны быть.
При введении в специальность на примере тренажеров нужно рассматривать общий металлургический цикл, который все студенты должны знать, а дальше готовить студентов под конкретного работодателя.
Была бы только финансовая возможность у образовательных организаций закупить такие обучающие системы под конкретного работодателя.

Какой результат вы получили от приобретения тренажера?
Оправдались ли ваши ожидания?


Элеонора Валентиновна: ─ Если бы мы смогли создать обучающую площадку для обучения рабочих и проведения чемпионатов по металлургическому профилю, было бы, конечно, очень здорово.
Надо отметить, что всего шесть учреждений в стране обучают термообработке, эта наша ниша и основа основ.

─ Вы бы советовали другим учебным организациям внедрять
подобные тренажеры и почему?


Элеонора Валентиновна: ─ Однозначно!
Впереди время тренажеров, которые имитируют производство.
Это отличный вариант, когда студент закладывает свое видение профессии на тренажере, а потом приходит работать на производство не только с теоретической, но и практической базой.

Алла Владимировна: ─ Да, советовала бы.
Но очень много зависит от конкретного работодателя и специфики производства.

И последний вопрос. Когда вы только начинали задумываться о приобретении тренажеров, какие у вас были опасения?

Элеонора Валентиновна: ─ Так получилось, что мы ни у кого не увидели такого практического подхода, как у SIKE. Мы вашу фирму обозначили уже давно, поэтому выбор был однозначен.
Предприятия заинтересованы,
чтобы студенты и рабочие оставались в городе и шли работать к ним.
Поэтому они поддерживают обучающие учреждения,
которые готовят для них кадры, вкладывают в них средства,
чтобы колледжи заботились о своих студентах.
И это правильный подход, потому что они работают на перспективу.



интервью провела Чудинова Юлия
начальник отдела обучающих систем SIKE
Интересные статьи по теме
Error get alias