18.03.2021

Теоретический аспект применения
3D атласов для изучения устройства
сложных систем и оборудования

Повышению качеству среднего профессионального образования придается приоритетное значение в современном обществе. Ведь именно специалисты среднего звена призваны обеспечивать внедрение в производственный процесс динамично развивающихся технологий, изменять технологическую культуру производства. Особенно остро эта проблема стоит сейчас, когда многие предприятия стоят на пороге модернизации технологического оборудования, а многие из них уже внедрили и внедряют новое высокотехнологичное оборудование и процессы, которые требует качественных рабочих кадров. Однако не смотря на то что рынок труда характеризуется избытком рабочей силы с одной стороны, с другой – существует большое количество вакансий на предприятиях, именно из-за невозможности заполнить эту нишу специалистами требуемого уровня подготовки и квалификации.
Одним из важнейших этапов в подготовке специалиста – является этап изучения устройства оборудования, что особенно актуально в специальностях технических направлений.
Хочется обратить внимание, что одним из важнейших этапов в подготовке специалиста – является этап изучения устройства оборудования, что особенно актуально в специальностях технических направлений. Ведь именно глубокие знания и понимание устройства и принципов работы оборудования и установок лежат в основе будущей профессиональной деятельности: ремонта и облуживания оборудования, эксплуатации, проектировании новых типов и узлов. Однако, так как на предприятиях в настоящее время используется сложное, дорогостоящее, зачастую опасное производственное оборудование, возникает проблема – какие инструменты использовать для решения данной задачи?
Следует отметить, что инструменты и методы, которые хорошо работают для получения и закрепления практических навыков, а именно технологические тренажеры и реальное оборудование, не могут обеспечить качественной подготовки в направлении изучения устройства по ряду причин:

  1. На предприятиях используется сложное оборудование, с большим количеством труднодоступных узлов, взаимное расположение которых может быть скрытым от глаз.
  2. В группе может учиться до 30 человек, поэтому даже при изучении устройства оборудования на реальных объектах, студенты могут просто не успеть или вообще не иметь возможности самим все изучить детально, разобрать оборудование «до болтов».
  3. Требуется наличие преподавателя, так как самостоятельно понять, где какой элемент находится, как он называется и для чего необходим, просто невозможно.
Следует отметить, что все современное оборудование достаточно дорогое, его необходимо обслуживать, и далеко не каждая образовательная организация СПО готова обеспечить образовательный процесс реальным оборудованием.

В настоящее время изучение устройства оборудования затруднено и ввиду отсутствия соответствующих материальных и информационных ресурсов. Педагогический процесс не обеспечен достаточными техническими и дидактическими средствами. Из печатных средств доступны лишь инструкции (и то не всегда на русском языке). Нет учебников, сборников задач и упражнений, плакатов и т. д. Из видеоматериалов могут присутствовать лишь рекламные ролики, не имеющие обучающего характера. Разумеется, отсутствуют и объемные средства –модели, демонстрационные образцы и т. д.
Однако и такие средства не являются оптимальными средствами для изучения устройства оборудования. Учебники не могут сформировать целостного представления об устройстве и принципах работы оборудования; а видеоролики и макеты не могут «закрыть» все многообразие оборудования.

В соответствии со «Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных компетенций в Российской Федерации на период до 2020 года» особое внимание уделяется внедрению новых моделей обучения, необходимостью обновления старых и создания новых учебников, наглядных пособий, тренажеров, учебного оборудования, а также электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
ЭОР – это средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий.
Внедрение ЭОР в современный образовательный процесс среднего профессионального образования обеспечивает повышение его качества, а также более эффективную профессиональную подготовку будущих специалистов среднего звена.

Однако, для того чтобы использование ЭОРа в образовательном процессе обеспечивало необходимый эффект необходимо большое значение уделять качеству контента и технической реализации ЭОРа.

Изучение исследований в области формирования образовательного контента (Л.Х. Зайнутдинова, Г.М. Коджаспирова, С.И. Макарова и др.) показало, что качественно разработанный ЭОР является важным элементом обеспечения процесса обучения при профессиональной подготовке будущих специалистов.
Рассмотрим существующие электронные образовательные ресурсы, направленные на изучение устройства сложных систем и механизмов.

В настоящее время электронные образовательные ресурсы, которые используются для изучения анатомии человека, как правило называют 3D Атлас. А вот в направлении изучения устройства оборудования существуют различные термины: это могут быть и 3D Атласы, и тренажеры по изучению устройства оборудования.

Однако задачей данных образовательных ресурсов, не зависимо от их названия, является формирование трехмерного понимания устройства организмов и механизмов, так как текстовая информация в учебниках и двухмерные изображения различных атласов, не дают полного представления об изучаемом объекте.
При этом наиболее широкое распространение получили именно системы для изучения анатомии человека. На сегодняшний день существует целый ряд систем данной линейки (рисунок 1).
Рисунок 1 - Примеры 3D Атласов анатомии человека (слева – направо): BoneBox™ — Skull Viewer, Human Anatomy Atlas 2019 Edition, Muscle Premium
Существуют 3D Атласы для изучения устройства промышленного оборудования, используемых на опасных производственных объектах (рисунок 2).

Рисунок 2 - Примеры 3D атласов компании SIKE для изучения устройства оборудования
Для всех 3D атласов характерно:

  • использование высококачественных 3D моделей для обеспечения понимания расположения элементов, их внешнего вида;
  • возможность выбора элементов и просмотра информации об этих элементах с целью формирования знаний о названии и назначении выбранных элементов;
  • удобство работы, красивый интерфейс с целью повышения мотивации обучающихся в освоении материала;
  • обеспечение возможности обучения самостоятельно;
  • обеспечение индивидуальной траектории обучения.
3D атласы – это электронный образовательный ресурс, с помощью которого можно решить проблему подготовку студентов СПО в направлении изучения устройства оборудования.
Использование 3D Атласов в учебном процессе образовательной организации сделает процесс обучения не только качественным, но и интересным. Так как 3D Атласы наглядные, интерактивные, обладают высоким качеством контента, высокой степенью вовлечения студентов в образовательный процесс, а также позволяют одновременно проводить обучение с большим количеством человек с обеспечением возможности обучения в индивидуальной траектории.

Интересные статьи по теме