29.10.2021

Опыт применения тренажеров SIKE
для подготовки студентов
по курсу «Металлургия черных металлов»

Чернышов Сергей Николаевич, преподаватель металлургических дисциплин, рассказывает о применении тренажеров SIKE «Сталевар конвертера», «Сталевар электросталеплавильной печи» и курса «Вводный инструктаж» в обучении студентов Новотроицкого политехнического колледжа.
Чернышов Сергей Николаевич
преподаватель ГАПОУ «Новотроицкий политехнический колледж»,
директор Новотроицкого филиала Союз Торгово-промышленной палаты Оренбургской области
SIKE: Сергей Николаевич, здравствуйте! Как вы о нас узнали?

Сергей Николаевич: ─ В интернете нашел сообщение о вашей фирме, которая делает продукты для обучения студентов. Выходил на вас лет 4-5 тому назад, поэтому давно уже знаком с продуктами вашей компании.

Меня пригласили почитать лекции в Новотроицкий политехнический колледж для студентов 2-3 курса «Металлургия черных металлов» и при подготовке занятий я использовал тренажеры по выплавке стали в электропечи и кислородном конвертере, и курс по технике безопасности – «Вводный инструктаж». Эти программы дополнили уроки, которые проводились, дали толчок ребятам.

Студенты поучаствовали в процессе, попробовали провести плавки, получили разные результаты, у кого-то получилось не с первого раза, но главная суть была в том, чтобы они смогли это дело своими руками ощутить. Для кратковременного процесса образования вполне достаточно порядка 10-12 дней для того, чтобы группа могла ознакомиться с тренажером, потренироваться. У нас стоял компьютер и большой телевизор. Кто-то работал на компьютере, остальные могли с экрана смотреть за процессом. Те ребята, которые были заинтересованы, участвовали, все получилось.

SIKE: Правильно я понимаю, что не у всех ребят получилось пройти тренажеры «Сталевар дуговой сталеплавильной печи» и «Сталевар конвертера», с чем были связаны основные проблемы?

Сергей Николаевич: ─ Это было связано с тем, что они многого еще не знают в плане технологического процесса. А по работе с программой не было никаких проблем. У вас дана очень хорошая инструкция перед прохождением тренажеров. Ничего сверхсложного в работе с программой нет, ее легко может освоить 9-10-классник.
SIKE: Т. е. вы можете сказать, что программы удобные, что молодые люди могут работать с тренажером без специальной подготовки?

Сергей Николаевич: ─ Да. Единственная сложность была в том моменте, когда в тренажере рассчитывали подачу ферросплавов по окончании плавки по формуле, когда нужно было рассчитать вручную. Когда немножко освоились, все правильно сделали и получили результат «5»!

SIKE: Ваше впечатление, эти тренажеры способствуют повышению уровня подготовки студентов?

Сергей Николаевич: ─ Да. Это начальный уровень, простой, во-первых, а во-вторых, если студенты будут более подготовлены в плене знания технологии, то они без проблем будут работать на тренажерах. В моем понимании, эти тренажеры можно использовать для экзаменов.

SIKE: Встречались ли вам в программах темы, которые требуют актуализации или доработки?

Сергей Николаевич: ─ Нет, даже ничего не смогу больше добавить, все емко, просто, ничего нового бы не добавил.

SIKE: Какой эффект вы получили от тренажеров, были ли ожидания, которые не оправдались?

Сергей Николаевич: ─ Все ожидания оправдались, тренажеры я использовал в тот момент, когда были занятия по этому направлению, в принципе, я очень доволен.
SIKE: Какие еще интерактивные, мультимедийные обучающие системы вы используете при подготовке студентов?

Сергей Николаевич: ─ Никаких. Более того, и актуальная литература тоже отсутствует. При подготовке к лекциям пользовался материалами, которые нашел сам. Все, что есть сейчас в интернете, все устарело, многие технологии в металлургии сильно изменились, а литература, уч. материалы – нет. Нужной информации нет, а если она появляется, то быстро устаревает.

Я бы и вам посоветовал обновить ваши тренажеры, создавать новые. В современной металлургии столько нового, чего нет у вас в программах.

В частности, это использование ГБЖ* при выплавке стали. Использование ГБЖ позволяет выплавлять чистейшие марки стали. Кроме того, это гораздо более экологичное производство, т. к. в этом случае мы уходим от производства чугуна.

*Примечание: Горячебрикети́рованное желе́зо (ГБЖ) — один из видов прямовосстановленного железа в виде брикетов с содержанием железа более 90 %. Используется в качестве сырья для производства стали в качестве чистого от примесей заменителя чугуна и металлолома.
SIKE: Если вернуться к мультимедийным обучающим системам, как вы считаете, выгодны ли они с экономической точки зрения по сравнению с печатными учебными материалами?

Сергей Николаевич: ─ Это все относительно, сейчас очень дорогие учебники -1,5 – 2,5 – 3 – 4 т. р. за электронный экземпляр. Но, хочу я вам сказать, что в современном образовании учебники неприемлемые, их никто не смотрит, не читает. Информация должна быть наиболее свежая. А бумажные, старые учебники – да они хорошие, но они лежат в библиотеке, никто их не читает - взял в руки подержал и назад сдал. Так что ваши программы имеют большую перспективу.
SIKE: А если это будет не видео-лекция, а интерактивная слайдовая лекция, будет удобно?

Сергей Николаевич: ─ Да, ведь не все преподаватели очень хорошо подготовлены, а если про технологию будет рассказывать специалист, металлург – это будет просто замечательно.
SIKE: Т. е. того материала, который дается перед выполнением операций в тренажере вы считаете недостаточно?

Сергей Николаевич: ─ Пусть они будут, одно другому не мешает, но это инструкция. А видеолекция, этот материал, который можно отправить и по мессенджерам, читать учебники ребята не будут, а лекцию прослушают.
SIKE: Если неподготовленный человек без опыта будет устанавливать тренажер, у него получится?

Сергей Николаевич: ─ Если человек в принципе, работает с компьютером, то сможет. Тем более студенты. У возрастных преподавателей все сложнее.
SIKE: Советовали бы вы другим учебным организациям использовать подобные тренажеры?

Сергей Николаевич: ─ Директора и замы не понимают, о чем идет речь, не заинтересованы; заинтересованы, в основном, преподаватели.

Есть идея отправлять вместе с программами в учебные заведения спецодежду – каску, очки :-) Или хотя бы рекомендуйте при использовании. Студенты воспринимают с удовольствием, фотографируются (ниже смотрите фото с обучения в тренажерах SIKE).

Интересные статьи по теме